Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы

Верующих в Господа становилось всё больше, множество мужчин и женщин; так что выносили больных на улицы и полагали на ложах и кроватях, чтобы хоть тень проходящего Петра осенила кого-нибудь из них.
Сходилось и множество народа из городов вокруг Иерусалима, неся больных и одержимых нечистыми духами; и все они исцелялись.
Тогда первосвященник и все его сторонники из партии саддукеев исполнились ревности, наложили руки на апостолов и заключили их в общественную тюрьму. Но ангел Господень ночью отворил двери тюрьмы и, выведя их, сказал: «Идите, станьте в Храме и говорите народу все слова этой жизни!»
Евангельское чтение на Литургии
Евангелие от Иоанна 20:19-31
[Явление Господа в день Воскресения и через неделю. Уверение Фомы]
В тот же первый день недели, вечером, когда двери дома, где собрались уче¬ники Его, были заперты из страха перед иудеями, — пришел Иисус, стал посредине, и говорит им: «Мир вам!» Сказав это, Он показал им и руки и бок. Ученики обрадовались, увидев Господа.
Иисус же сказал им снова: «Мир вам! Как по¬слал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул, и говорит им: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
Фома же, один из Двенадцати, называемый Близнец (Дидим), не был с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики говорили ему: «Мы видели Господа». Но он отвечал: «Пока не увижу на Его руках следы от гвоздей и не вложу в эти раны палец, а в рану на боку — руку, никак не поверю!»
Через восемь дней Его ученики снова были вместе, на этот раз с ними был и Фома. Дверь была заперта. Иисус вошел, стал в середину и сказал: «Мир вам!» Затем говорит Фоме: «Протяни сюда палец и посмотри на Мои руки. Протяни руку, вложи ее в рану на боку! И перестань сомневаться, но верь!»
«Господь мой и Бог мой!» — воскликнул Фома. «Ты поверил потому, что Меня увидел? — говорит ему Иисус. — Блаженны не увидевшие и поверившие!»
Много и других знамений сотворил Иисус перед Своими учени¬ками, о которых не написано в этой книге. А об этом же написано для того, чтобы вы уверовали, что Иисус — это Хри¬стос (Мессия), Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
Примечание к Евангельскому чтению
«И перестань сомневаться, но верь!» Русский Синодальный перевод этого места неудачен: «И не будь неверующим, но верующим»; а церковнославянский гораздо точнее: «И не буди неверен, но верен» (Иоанн 20:27). Библейскому понятию «вера» соответствуют в первую очередь наши понятия «твердость», «доверие», «верность». Это не «философская» вера в Бога (то есть отвлеченное при¬знание Его существования), а верность Богу, доверие Его словам. Но верить-доверять и быть в союзе можно то¬лько с личным, Живым Богом, но не с философской абстракцией «Абсолюта» или «Космиче¬ского разу-ма» в духе И. Канта. Истинный Бог — это «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и уче¬ных», — справедливо заметил другой мыслитель, ставший истинным христианином (Блез Паскаль). См.: Словарь библейского богословия / Под ред. Ксавье Леон-Дюфура и др. Брюссель, 1974. Кол. 115-128 (статьи «Вера» и «Верность»). Отрицать существование Бога (или богов) древний человек мог лишь в одном случае: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»» (по-славянски: «Рече безумен в сердце своем: «несть Бог»») — констатирует Псалмопевец! (Псалом 13:1). Но даже «признание существования Бога» никого не делает лучше. Апостол Иаков, которого можно назвать «Апостолом Добрых Дел», справедливо пишет: «Какая польза, братья мои, если кто говорит, что имеет веру, а дел не имеет. Может ли такая вера спасти его? Ведь если брат или сестра будут нагими и не имеющими дневного про¬питания, а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и насыщайтесь», — но не дадите им необходимого для тела, — то какая же польза? Так и вера: если не будет иметь дел, — мертва сама по себе»». И далее он со вкусом иронизирует над своим «теоретизирующим» собеседником, гордящимся «верой» в Единого Бога (что для древнего политеистического мира было несомненной интеллектуальной заслугой): «Ты веруешь, что Бог — Един? Хорошо делаешь! Но ведь и демоны (бесы) веруют и трепещут!» (Послание ап. Иакова 2:14-19). Дей¬ствительно, злые духи — эти падшие ангелы (аггелы) — могут быть названы «истинно верующими», — ведь они ничуть не сомневаются в существовании Бога, в отличие от многих людей (брать с них в этом пример всё же не следует!), — но их это не спасает: лучше от своей веры они не становятся. Такая «вера», модная сейчас у людей искусства, политиков и бизнесменов, — увы! — весьма сомнительна!
«Блаженны не видевшие…»
Вчера завершилась Светлая седмица, закрылись врата иконо-стаса и нам раздавали артос. Но празднование Воскресения Христова не закончилось: чествование этого величайшего в мировой истории события продолжается, хотя и с меньшей торжественностью, еще 32 дня, т. е. до праздника Вознесения Господня. Каждая неделя от Пасхи до Пятиде¬сятницы (Дня Святой Троицы) посвящена воспоминанию определенного события евангельской и древнехристианской истории, — события, которое и сообщает этой неделе особое наименование в церковном календаре. Размышляя над их содержанием, мы глубже осознаем весь противоречивый и трагический смысл тех далеких лет, дней и часов, — верность и сомнение, любовь и ненависть, умудренность и простодушие. Эти темы вечны, как вечен трагизм человечес-кого бытия, преодолеваемый, — по слову апостола Павла, — «только верой».
Две ближайшие от Пасхи недели посвящены воспо¬минанию событий, непосредственно с ней связанных; темы же трех последующих возвращают нас к трем важным эпизодам евангельской истории, относящимся еще ко времени общественного служения Иисуса Христа. В этих спасительных деяниях — подготовительных ступенях к будущему Воскресению! — Он явственно открыл Свое Божественное достоинство и силу, но лишь сошествие Святого Духа в День еврейской Пятидесятницы позволило Его «неверным» ученикам уяснить их истинный смысл. Этим и определяется их место в календаре — между Пасхой и Троицей (христианской Пятидесятницей).
Сегодняшняя, вторая «неделя» (воскресенье) по Пасхе именуется Неделей Фоминой (первой «неделей» считается сам День Пасхального Воскресения). На Литургии читается Евангелие от Иоанна (20 глава). Первую часть этого чтения мы уже слышали во время Пасхальной вечерни , и в нем прозвучали слова недоверия и сомнения. Сегодня они еще раз повторяются, а затем следует на них «ответ» и укоризненные слова Иисуса Христа апостолу Фоме: «Ты поверил потому, что Меня увидел? Блаженны (счастливы) не видевшие и поверившие!»
Разумеется, эти слова обращены не только к апостолу, но и ко всем нам. Они напоминают, что настоящая вера обладает духовным зрением, проникающим через завесу видимого и осязаемого. Кажется невероятным, чтобы Фома и его товарищи могли проявлять такую неверность Своему Учителю: ведь Он не только определенно говорил им (и не раз!) о том, что должно произойти, но даже призвал к Себе в «свидетели» двух самых авторитетных праведников — Моисея и Илию — во время знамена-тельного преображения на горе Фавор. (Не будем забывать, что это событие, в котором Сын Божий явил Себя Владыкой жизни и смерти, заранее уверяя апостолов в том, что близкие страдания — не поражение и позор, но победа и слава, увен¬чанная Воскресением, — произошло весной, незадолго до страданий, а совсем не в августе!) Но это так: апостолы в страхе бежали из Гефсиманского сада, Петр малодушно отрекся от Учителя, а разочарованные Лука и Клеопа уходили из Иерусалима, хотя уже слышали(!) об опустевшем гробе (Лука 24:21-24)… Они были обыкновенными людьми, воспитан¬ными в иудейской национальной традиции, считавшей Мессию прежде всего земным царем-воителем, и подлинный смысл Его пришествия дался им не сразу.
С Фоминым воскресеньем связана еще одна традиция. В Древней Церкви было принято, чтобы люди, крестившиеся в Великую Субботу, в Фомино воскресенье снимали с себя всенародно ту белую одежду (символ духовного рождения и чистоты), которую они носили всю Светлую седмицу, и отдавали на хранение в церковную ризницу (В то время крестили преимущественно взрослых, а также подросших детей, способных сознательно участвовать в таинстве крещения.) Поэтому и сам этот день назывался на Западе «Воскресеньем в белых (одеждах)», Dominica in albis; а на Востоке «Новым Воскресеньем», — в знак того, что праздник новокрещенных завершается, и начинается их новая и многотрудная жизнь в христианском звании.
Во вторник Фоминой седмицы (девятый день по Пасхе, в этом году 13 апреля) совершается пасхальное поминовение усопших, которым Христианская Церковь возглашает радостную весть о Воскресении Господа, победившего смерть и тление. Истинный Бог — «Бог не мертвых, а живых. Для Него все живы», — напоминает Христос не только Своим современникам, но и всем нам (Лука 20:38). Потому и день этот именуется в церковном календаре Радоницей.
Источник: https://minds.by/news/224#.YIvA9JD7SUk