19 Янв

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спасанашего Иисуса Христа

«Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас,
в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный».
(Кондак Крещения Господня, глас 4)

Праздник Крещения Господня – один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. О нем упоминается в «Постановлениях апостольских», а также и рядом святых отцов Церкви начиная со II века. Древнее название праздника – «Эпифания», явление, или «Теофания», Богоявление. Также его называли «праздник Светов», ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет неприступный.

Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом. «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: “Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение”» (Мк 1.9-11).

Крещение произошло, когда Спасителю было, по свидетельству Евангелия, тридцать лет. По закону иудейскому до этого возраста никому не позволялось учительствовать в синагогах, проповедовать и выступать среди народа. И теперь, когда Христу пришло время вступить на общественное служение, на исполнение воли пославшего Его Отца, Ему надлежало явить Себя народу, а народу надлежало услышать свидетельство о Нем, как о давно ожидаемом Мессии. Такое явление народу и свидетельство о Нем Иоанна совершилось на Иордане.

Крещение, которым крестил Иоанн, называлось Крещением покаяния. Все приходившие к Иоанну креститься, сначала исповедовали свои грехи, а потом крестились. Христос не имел нужды в таком Крещении, будучи чист изначала, но как Он Сам и отвечает Иоанну «Так надлежит нам исполнить всякую правду». Правдою Иисус называет волю Божию. А воля Божия заключалась в том, чтобы народ покаялся и крестился от Иоанна, то и Христос будучи истинным человеком исполняет ради нас и это. Иисус Христос был не только Бог, н о и Человек.

Как Человек, Он должен был исполнить все, что требовал от людей Бог. Примером Своим Он должен был показать другим, как надо относиться к Божиим повелениям. Вот почему признавая, что Иоанн послан был от Бога крестить, Иисус, как Человек, исполнив ранее сего все заповеди Господни, начинает Свое служение исполнением последней ветхозаветной заповеди, только что возвещенной Богом через Иоанна.

Как было сказано выше, с принятием крещения Христос начал свое земное служение, и был явлен народу через Иоанна. Святые отцы IV-V вв., св. Амвросий Медиоланский, свт. Иоанн Златоуст, св. Иероним придают совсем особую славу Богоявления. «В рождении Своем Сын Божий явился миру сокровенно, но в Крещении Он явился совершенно» (св. Иероним). То есть, когда Христос родился, Он был явлен только избранным людям, которые по своему душевному расположению смогли увидеть родившегося Бога младенца. Ныне же Господь приходит на Иордан для явления всему народу. Именно для этого Великий пророк Иоанн выходит на проповедь, призывая народ: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Чтобы через покаяние и очищение грехов люди смогли увидеть в Человеке Христе посланного Мессию, Царя Иудейского.

      В этот день весь православный мир с радостию воспоминает и торжественно празднует великое событие Богоявления. Но каждый из нас должен посмотреть на прожитую жизнь. Достойно ли мы проживаем ее, исполняем ли заповеди, данные Богом, искренней ли радостию радуемся ныне. Если же чувствуем неискренность своей радости от неисполнения и нарушения заповедей, и духовные очи наши закрыты, прислушаемся к словам призыва Пророка и Крестителя Иоанна, «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». И через искреннее покаяние приблизимся к Царствию Христову, и с радостию увидим Свет, который Иисус Христос явил сегодня всему миру.

Источник: https://skit-chernigovsky.ru/ru/instructions/sermons/128-svyatoe-bogoyavlenie/

Loading