16 Янв

Суббота перед Богоявлением. Прор. Малахии (400 г. до Р.Х.)

Суббота перед Богоявлением. Продолжаются святки, поста нет.

Сегодня совершается память: прор. Малахии, несшего свое служение около 400 г. до Р. Х.; мч. Гордия Каппадокийского (IV); сщмч. Василия Холмогорова, пресвитера пострадавшего в 1938 году.

Именинников мы поздравляем с днем ангела.

Братья и сестры, сегодня мы вспоминаем последнего из ветхозаветных пророков – святого Малахи́ю. О его жизни мы знаем очень мало, лишь то, что он пророчествовал в то время, когда Иерусалимский храм был снова построен после Вавилонского плена, вероятно — около 400 г. до Р. Х.. Что означает «последний из ветхозаветных пророков»? Это означает, что его пророчества о пришествии в мир Спасителя нашего Иисуса Христа были последними, и святые отцы называют его «печатью пророков». Можно ли себе представить: 400 лет народ Израиля не слышал пророческого гласа до того дня, как святой пророк и предтеча Иоанн Креститель вышел на проповедь, чтобы приготовить путь Господу?

О чем же говорил и писал пророк Малахия? Как и большинство пророков, он не был предсказателем будущего или оракулом – он был ярым обличителем существующей действительности. И снова, читая его слова, мы понимаем, что «это написано и для нас»: Сын чтит отца и раб — господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?» Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: «чем мы бесславим Тебя?» — Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения». И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф (Мал. 1, 6–8). Это лишь одно из многих обличений, что мы встречаем в Книге пророка Малахии. Чем же оно относится к нам?

Вспомним, что пишет апостол Петр, обращаясь ко всем нам, и мирянам и священству: Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 9). С наступлением Нового Завета, все мы крещеные и миропомазанные становимся в некотором роде священством, не в смысле иерархии, а в смысле нашего призвания отделиться от греховного мира. И хочется затронуть сегодня, может быть, несколько неприятную тему – проблему приношений в наши храмы. Все знают, что в храм на разные праздники, в особенности же на родительские субботы, то есть дни особого поминовения усопших, приносятся продукты. Эти продукты – своеобразная жертва, дабы священники и весь клир помолились о здравии или о упокоении тех или иных людей, сродников или просто знакомых. Да только очень часто случается так, что после богослужения, когда эти продукты распределяются между служителями алтаря, всем приходится тщательно просматривать сроки годности продуктов и состав. Да, очень часто люди в храм несут свои приношения согласно поговорке «На Тебе Боже, что мне негоже». И вот мы снова вспоминаем слова Господни, что изрек пророк Малахия: Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: “Чем мы бесславим Тебя?” — Тем, что говорите: “трапеза Господня не стоит уважения”. … Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя?. А дальше пророк пишет: Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное: ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов. (Мал. 1,14), а также: Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. (Мал. 1,10).

Здесь сам собой встает принципиальный вопрос – а какова мотивация тех людей, что приносят негодные продукты или вещи в храм? Чего они хотят добиться такой «жертвой»? Или это просто дань какой-то мертвой традиции? Как говорит один современный библеист: «Христианство – это не религия». Латинское слово «религаре», от которого происходит слово «религия» означает воссоединять. И если говорить о языческих религиях, то основным назначением религиозного культа было соединить человека с каким-то из богов. По их представлениям это было нужно, чтобы повлиять на божество и заставить его действовать в своих интересах. То есть религия понималась как некая потребительская система. Мы даем жертву какому-то богу, устанавливаем с ним связь, а он выполняет наши требования. Всё. Точка. Услуга выполнена, можно обращаться к другому богу.

Христианство не религия потому, что воссоединение, о котором говорит этимология этого слова, произошло единожды и не требует повторения. Это воссоединение – Иисус Христос, наш Бог и Спаситель, воплотившийся, родившийся для нас, проживший земную жизнь, учивший нас, страдавший и умерший за нас. А главное – победивший смерть, то есть воскресший для нас. Господь навсегда соединил нас с Богом в Себе. Вот что пишет нам об этом апостол Павел: Итак, кто во Христе, тот новое творение; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. (2 Кор. 5, 17–19). И если мы отделяем себя от Бога своими страстями и грехами, то первое и единственное, чего от нас ждет Бог – это покаяние. Ведь еще пророк Давид изрек: жeртва Богу дyх сокрушeн: сeрдце сокрушeнно и смирeнно Бог не уничижит. Посему братья и сестры, будем следить за тем, чтобы все наши дела были благоугодной жертвой Господу, жертвой, исходящей из смиренного сердца, сокрушающегося о грехах своих.

Пророче святый Малахие, моли Бога о нас.

Диакон Михаил Кудрявцев

Источник: https: //tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-16-yanvarya-2016g

Loading