09 Янв

Суббота по Рождестве Христовом

Дорогие во Христе братья и сестры!

В Царствии Божием вечно ликуют светлые Ангелы, и ничто не омрачает их радости. Не так на земле: здесь пиры да веселье обычно сменяются слезами да похмельем. Какими нечистыми, фальшивыми или просто скучными и глупыми бывают наши развлечения. Но

сердцу человеческому хочется радости, и не к унынию призывает нас слово апостольское, заповедуя радоваться всегда. Где же найти нам источник настоящего торжества, подобного нескончаемому празднеству Небесному?

Был, был уже в истории час, когда совпали праздники ангельский и человеческий, когда вместе возвеселились Небо и земля. Радостью всех радостей в Вифлееме родился Божественный Младенец Христос. Славило Бога в вышних ангельское воинство, миром и благоволением услаждались человеческие сердца. Но что же? Кончался ли когда-нибудь с того благословенного часа праздник Христова Рождества? Нет, это торжество длится: Горние силы не устают дивиться Милосердию Божию, и не может иссякнуть радость о Спасителе в душах людей, идущих по пути спасения.

Нам лгут шумные пирушки и гулянки, удаляющие нас от истинного счастья – от Царствия, которому не будет конца. Настоящая радость должна быть бессмертна, должна быть совершенна. На поиски Дарителя блаженной вечности призывает нас святитель Тихон Задонский, говоря: «Поищем Того, с Которым и несчастие счастие есть, и самый плач веселый, и слезы радостны; поищем Того, с Которым все благополучие, вся благая временная и вечная обрящем.

Как сынов века сего, которые радуются о злате, чести и роскошах века сего, есть ложная радость: тако истинных христиан радость есть истинная и никогда не отъемлемая. Сия радость есть предвкушение вечныя радости, которой истиннии христиане ныне некоторую частицу чувствуют».

Прошло уже несколько дней с той светлой полуночи, когда мы со всею Святою Церковью воспели: «Христос раждается, славите!» Нет, не провожать, а беречь и возгревать должны мы поселившуюся в наших сердцах рождественскую радость. От Рождества до Креста и Воскресения должны мы расти духовно, следуя явившемуся в мир Сыну Божию, только тогда истинным будет наш праздник. Уже не Вифлеемская звезда, а Само Солнце Правды – Христос Бог ведет за собою верных; и нам нельзя забывать тот торжественный миг, когда мы услышали: спасение есть – родился Спаситель. Благодарной любовью призваны мы сопутствовать Человеколюбцу Господу, постигая величие объемлющей нас Божественной любви, ради нас простершейся в холодной Вифлеемской пещере, ради нас скитающейся в злом мире, страдающей, распинаемой – и воскресающей. Так, приникая сердцами к Всещедрому Господу, сможем мы предвкусить счастье Небесное.

Безгрешный Иисус стал Новым Адамом, возрождающим человечество в духе и истине. Древний, ветхий Адам изменил Богу, и ветхими людьми сделались его потомки. Кто есть ветхий человек? Заключенный в «тело смерти», как в передвижную тюрьму, он влечется туда-сюда страстями и похотями, пока не рухнет во мрак преисподней. Христос освободил людей от связавшего их «ветхостью» диавольского ига, дал нам свободу – свободу победы над нашей греховностью. Но Бог Освободитель не отнял у людей и изначально дарованной им свободы воли: каждый сам решает, остаться ли ему ветхим человеком или обновиться во Христе. Новый Адам – Пречистый Господь Небесный; облечься в Него – значит облечься в чистоту.

Ветхим людям, чтобы они не окончательно растлили в себе образ Божий, был дарован Ветхий Завет. Страхом гнева Божия этот Закон Справедливости ограждал от грубых грехов, от явного нечестия; ограда Закона была дана только одному израильскому народу. Святой апостол Павел называет Закон «детоводителем ко Христу», то есть нянькой для древнего человечества, еще не способного вместить умом и сердцем высшую Истину. Христос принес людям Новый Завет – Откровение Божественной любви, открытое всем народам, всему миру, а не одним израильтянам. Новый Завет явился несравненно строже и несравненно мягче Ветхого Закона. Несравненно строже, потому что требовал не внешнего благочестия, не бухгалтерии «добрых дел», а чистоты сердца, целомудрия помыслов, искренней любви к Небесному Отцу и к ближним своим. Несравненно мягче, ибо возвещал прощение самых тяжких прегрешений, если виновный раскается и всем сердцем обратится к Господу Милующему. Средоточием Нового Откровения являлась уже не боязнь перед наказанием за беззаконие, но священная любовь к Всевышнему, рождающая в верных и спасительную ненависть к греху. Весть о Божественной любви не различала «эллинов и иудеев», даровала надежду и звала к спасению всех – великих и малых, праведных и преступных, звала презираемых мытарей, блудниц, разбойников, лишь бы они вернулись с кривых путей к Вселюбящему Создателю. Новый Завет выводил человечество из-под древнего проклятия, ибо не было в падшем мире людей безгрешных, никто не мог удовлетворить Высшему Правосудию и даже лучшие из лучших обрекали себя аду. Дорогой ценою был куплен для человечества освобождающий Закон Любви – Пречистой Кровью Бога Спасителя.

Святитель Феофан Затворник говорит: «Вот вся наша история. Грозная туча гнева Божия была над нами – пришел Господь Примиритель и разогнал эту тучу… Мы были покрыты ранами грехов и страстей – пришел Врач душ и исцелил нас… Были мы в узах рабства – пришел Освободитель и разрешил узы наши… Приблизьте все это к сердцу своему, и вы не удержитесь, чтобы не воскликнуть: слава Тебе, Господи, что родился Христос!»

Если бы не Рождество Спасителя – и нам бы лучше не рождаться. Чем стала бы жизнь человека в неискупленном мире? Диавольской насмешкой, бессмысленным порханием мотылька-однодневки над разверстой могилой, готовой поглотить его и увлечь во мрак на нескончаемые мучения. Наши надежды и взаимная любовь, наши лучшие помыслы и искания – все кануло бы бесследно во гробе под хохот демонов, вонзающих в нас свои хищные когти. Проклятием вовеки было бы существование рода человеческого, если бы не родился Христос. Но пришел в мир Господь Милующий: освятил Своим Рождеством и наше рождение, даровал нам непреложную надежду на счастливую вечность, указал дорогу в Небесное Царствие.

Свет Божественный просиял для людей, становящихся новыми созданиями, рождающихся духовно во Христе Иисусе. Новый Адам, Небесный Царь даровал верным родство с Собою – и они явились Небесным человечеством, которому уже не преграждал путь в утраченный рай «херувим с пламенным мечом обращающимся» (Быт. 3, 24). Люди вновь могли вкушать плоды от древа жизни, ибо Христос Искупитель возвратил их к Богу – «все животворящему, Единому имеющему бессмертие, Который обитает в неприступном Свете» (1 Тим. 6, 13, 16).

Как высоко вознес Христос спасаемое Им человечество! Грешник, еще вчера пресмыкавшийся во прахе и нечистоте, по благодати Христовой в единый час пламенного раскаяния может просиять во славе Божественной. Сам Себя отдал Богочеловек Иисус в дар людям, отдал всецело, чтобы они духом и телом могли наречься братьями Сына Божия и детьми Небесного Отца. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит о тайне блаженства, дарованного роду христианскому: «Для тех, которые родились после Рождества Христова, Он есть и Жертва, и Пища посредством причащения Пречистых Таин, в коем через единение с причащающимся Он обновляет его и воссозидает, и неизреченной силою Творческого Божества преискренне сочетает с Собою и Собою проникает, то есть делает Богом по благодати: подобно тому как и огонь, чрез свое проникновение, делает огнем те твердые тела, которые его принимают и им проникаются, как, например, железо, медь и подобные, – делает огнем, но не изменяет природы их, а делает лишь то, что они, пока находятся в сочетании с огнем, бывают и сами огнем. И сие-то есть то, чего желали пророки, цари и праведники, бывшие прежде Христа, так как провидели тех, которые станут плотью от Плоти Христа и костью от Кости Его, а себя самих видели лишаемыми столь великого блага».

Господь Спаситель не оставляет искупленный мир Своею благодатью. Как в те времена, когда ходил по земле Божественный Чудотворец Иисус, так и сейчас мы можем «последовать за Ним, и Он исцелит нас всех» (Мф. 12, 15). Христос даст здоровье душам и телам нашим, Он растворит радостью наши скорби и заботы, Он сотрет память о наших грехах и непотребствах, Он введет нас в вечную жизнь. Для этого от нас требуется только одно – идти по Его следам неотступно, не оглядываясь по сторонам. Но что же значит – последовать Сладчайшему Господу нашему?

Мать-Церковь премудро ведет нас по годичному кругу постов и праздников. Она ведет нас вслед за Спасителем, приближая верных к Пресветлому Небу, куда вознесся Воскресший Господь. Послушные дети Церкви Христовой год за годом очищают и взращивают свои души для вечности Божией.

Путь Христа по земле начался Его Рождеством. Вот Господь сподобил нас вновь встретить пресветлый этот праздник. Родился Новый Адам – и мы призваны родиться вместе с Ним. За год на человеческой душе нарастает ветхозаветная накипь, и нам надобно сбросить с себя ветхого человека, облечься в Богомладенца Христа. Духовным взором созерцая Божественное Дитя, мы должны сами умалиться до ребенка – обрести детскую чистоту сердца, безмятежное доверие к Небесному Отцу. Без детской искренности, без послушания воле Божией о себе, без смиренной веры невозможно следовать за Сыном человеческим.

Совершенный Бог, сделавшись Совершенным Человеком, освятил Собою каждый возраст нашей жизни. Вочеловечившийся Сын Божий в детстве был всецело послушен земным родителям – Пречистой Деве-Матери и приемному отцу, праведному Иосифу Обручнику. Ребенок Иисус преуспевал в учении и премудрости, в знании Закона Божия. Юноша Христос смиренно и неустанно трудился, занимаясь простым плотничьим ремеслом. А когда Спаситель вышел на подвиг служения людям, Он явил и неколебимое мужество зрелости, и умудренность благочестивой старости, и полное повиновение воле Всевышнего. Сердце Христово было преисполнено высочайшей, Жертвенной Любви к людям, ради блага которых Он не устрашился клеветы и позора, истязаний и страданий, ужаснейшей смерти. Вот путь, каким прошел по земле Учитель Божественной любви и Даритель Небесного Царствия, призывая верных следовать за Собою – к Воскресению.

Крутой и тернистой кажется тропа в Небеса, указанная Христом Спасителем. От многого должен отказаться человек, вступая на путь спасения: от себялюбия и тщеславного самолюбования, от нечистых удовольствий и пристрастий, от явных беззаконий и мелких грешков, несущих в себе душепагубный яд. Христианин должен вступить в постоянную борьбу с соблазнами вне и внутри себя, принять труд покаяния и молитвы, неустанно бодрствовать над своей душой, отражая прилоги демонского коварства. Воин Христов должен терпеливо и благодарно переносить любые испытания и искушения, любые скорби, попущенные ему Господом Промыслителем. Вот «тесные врата», которыми входят в Царство Божие. Лукавый рассудок и трусливое сердце могут возроптать: дескать, такое выше наших сил, мы слишком слабы, нам нужны потачки и поблажки. Однако это ложь самооправдывающего грешника, которому на самом деле ядовитые мирские сладости милее Небесных сокровищ. Потакая своим страстишкам, малодушный вступает на «прохладный путь», оканчивающийся в геенне огненной. Нет, не слабость человеческой природы мешает нам спасать свои души, не сверх сил для нас христианское житие. Бог Человеколюбив и Правосуден; только не заботящиеся о своей душе, продавшие себя за диавольские приманки погибают навеки. Каждый, кто не станет слушать бесовских нашептываний, но твердо вступит на указанное Христом поприще, почувствует, как укрепляет его Божественная благодать, и начнет возрастать из силы в силу.

Не оскудевает на земле род христианский. Во все века, во всех поколениях находилось множество людей, которые не только шли по пути благочестия, но и достигали вершин святости. Тот, кто умом и сердцем осознал неизмеримое различие между нечистыми усладами смертного мира и вечными дарами Царствия Христова, становится готов на любой подвиг во имя Спасителя своего. Преподобный Максим Грек говорит: «Сколь часто и много являлось людей, исполненных всякой мудростью и к тому же облеченных высокою царскою властью, которые старались людей подчинить законам, какие сами придумали, – и едва могли один какой-нибудь народ на весьма короткое время привлечь под свое иго. Христос же, Царь мой, будучи всеми гоним, осужденный, умирая, только с двенадцатью некнижными учениками, ничего другого не знавшими, кроме занятия рыбною ловлею, – привлек к свету правой веры и творению добрых дел не один народ, не два, но все, живущие повсюду на земле, где только светит это огневидное солнце и где окружает океан, – освободил их от идолослужения и всякой злобы, не употребив для сего ни меча, ни копья, ни щита, ни брони, и не прибегая к хитрой лести, но посредством речи нехитростной и дивных чудес предлагая всем проповедь о правой вере.

А что более всего достойно удивления, это то, что, предлагая верующим крайне строгие правила совершенного жительства, Он этим не только не испугал, а, напротив, соделал их настолько благопокорными к Своим заповедям, что они решались предавать тела свои на ужаснейшие мучения. Гонители Христа, как плотоядные звери, нападали на верующих, верующие же, даже малые дети и девы, дерзали на горькие муки и самое смерть, будучи одержимы теплейшим усердием ко Христу. Если бы Христос не был Богом Всесильным, то как мог бы Он так быстро произвести такую перемену во Вселенной?»

Чем дольше и выше поднимается человек по тропе христианского жития, тем чаще посещает его сердце Небесная сладость Богообщения, в сравнении с которой любое земное услаждение становится безвкусным. Немудрено, что вкусившие истинного счастья подвижники отсекают от себя все мешающее их приближению к Господу Сладчайшему и всеми силами устремляются к высочайшим дарам Его. Возрастая в «мужа совершенна», становясь из душевного духовным, христианин видит в мирских удовольствиях нечто вроде младенческой соски-пустышки, заниматься которой взрослому человеку стыдно и недостойно. Уже не детским смутным пониманием, а Богопросвещенным разумом духовный человек видит вещи в их истинном свете и ценности; он уже не променяет жемчужину Духа на мусор тщеславия и земных благ. «Муж совершенный» знает, как бесконечно возлюбил его Бог, и сам преисполнен благодарной любви к Господу: он готов идти за Христом до конца – на позор, на страдания, на крест. Он готов сойти и в ад, если на то будет воля Иисуса Сладчайшего, – и так становится он «земным ангелом и Небесным человеком», истинным братом Христа и сыном Божиим по благодати.

Не мертвой буквой, а живою деятельной верой запечатлеваются евангельские повествования в сердцах истинных христиан. Чем чище сердце человека, тем яснее отражаются в этом зеркале житие и заповеди Господа Спасителя, освещая и освящая поступки, слова, мысли, чувства, делаясь уже самой жизнью последователя Христова.

Кроток и незлобив Бог – Спаситель наш. Никому не хочет Он погибели, долготерпит и всем милосердствует. Он явился на землю, как Агнец Божий, о Котором гласило пророчество: «Не возопиет и не возвысит голоса Своего… трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис. 42, 2–3). Но о Нем же сказано: «Он возвестит народам Суд» (Ис. 42, 1).

Вселюбящий Христос молился за Своих распинателей, и чудовищный грех богоубийства не был вменен в вину фарисеям. Их погубило иное – упорное противление Господу Богу своему. По собственной злой воле они сделались – и остались – «сынами погибели», «сынами диавола».

Противящийся Божественной любви не может войти в Царствие Небесное, ибо там нет места ненависти и злобе. Но сопротивляться Господу Милующему можно не только остервенелым богоборчеством – можно делать это пассивно и равнодушно. Так поступает упрямый невер, захлопывая двери своего ума и сердца перед Благою вестью Христовой. Так поступает гордый суемудр, на свой лад перетолковывающий и извращающий Учение Спасителя. Так поступает закоренелый грешник, лакомый до скверных удовольствий и отталкивающий от себя Пречистого Человеколюбца. Что делать с такими людьми? Только малоумные фанатики могут делать попытки насильно тащить кого-то в рай. Небесный Отец никого не насилует, и противящиеся Его Любви духовные самоубийцы оказываются в лапах палача-диавола. Эти несчастные люди сами обрекают себя вечному мраку, ибо Горнее Царство Света не приемлет никакой тьмы. Вот Суд, возвещенный Христом богопротивникам, – Всеправедный Бог навеки покидает их.

Христиане призваны «различать знамения времени», а каждое время имеет свой главный грех, являющийся основной опасностью для человеческих душ. Недавно в России захлебнулась открытая демонская атака на Христову Церковь, шедшая под знаменем «государственного атеизма». Но на смену тотальному богоборчеству пришли новые, более тонкие и изощренные и, может быть, более смертоносные соблазны. Нынешнее бесовское нашествие многолико: сынов и дочерей православного народа совращают в наживу и разврат, в культ грубой силы, в сатанизм экстрасенсов, в «облегченное христианство» протестантских ересей… Но корень у всей этой ядовитой поросли один. Грех нашего времени можно определить как оземленение умов и сердец, как бездуховность и противодуховность (то есть противление истинной духовности), можно просто – как пошлость.

Праведный Иоанн Кронштадтский с глубокой скорбью говорит: «Посмотрите со вниманием на жизнь современного человека, как она неестественна, не говорю уже – неблагодатна. Посмотрите, как он извратил самые наслаждения чувственные. Чрево стало идолом, постов многие совсем не держат. Деньги стали кумиром. Удовольствия, искательства, намерения, предприятия, даже учение направлены к земле; о Небе, о Небесном звании, Небесном учении и житии во многих домах нет и помину. Человек стал весь земля, весь прах! А между тем Бог сошел на землю для того именно, чтобы человека возвести на Небо. «Адаме, где ты?» (Быт. 3, 9). Человек христианин, где ты? Выйди на свет Божий, познай свое Божественное благородие, – брось чувственность, мертвящую дух».

Эту картину оземленения и омертвения видел святой Кронштадтский пастырь еще в императорской России, а ведь там дети учились Закону Божию, процветали храмы и монастыри, а среди простого народа не было худшей укоризны, чем «креста на тебе нет», и более позорного слова, чем «нехристь». Что бы сказал Кронштадтский праведник о зрелище теперешнего одичания, когда пропагандируются грехи содомские и гоморрские, рекламируются пособия по черной магии и нет уже такой мерзости, которая с хвастливым бесстыдством не выползла бы на всеобщее обозрение?

Только духовный слепец может не понимать, что именно оземлененность общества довела Россию до катастрофы 1917 года. На протяжении трех столетий «светские сливки» и интеллигенция прививали народу вольнодумство и безбожие, только поэтому Православная Россия пала к ногам богоборцев-большевиков. И святой Иоанн Кронштадтский, и многие другие богомудрые русские подвижники знали, откуда занесена на Русь чума бездуховности. Святитель Феофан Затворник предупреждал: «Западом и наказывал, и накажет нас Господь, если не одумаемся». В начале нынешнего века на России были апробированы западные революционные теории. Сейчас мы видим новый этап западной духовной интервенции.

Изгнанный из Отечества большевистским режимом, православный философ Иван Ильин оказался среди прелестей западной цивилизации и мог проанализировать ее сущность. Всего несколько десятилетий назад он писал: «В мире встал агрессивный пошляк, который не просто наслаждается своей пошлостью, но видит в ней новое, «высшее и освобождающее откровение» – и силится навязать его всем народам. Священное нестерпимо для него, ибо оно обличает его пошлость. И вот, слепой к Божественному, он готовится ослепить и всех остальных людей; и пока есть кто-то, кто зрит Бога в Небесах и осязает Его веяние в земных вещах, агрессивный пошляк не может успокоиться.

Бог не создал ничего скудного, ничтожного или пошлого: у Него все таинственно, глубоко и значительно. Но человеку Он предоставил возможность: или созерцать вещи в Божиих лучах, или же поглядывать на них подслеповатыми, жадными и злыми «гляделками». Пошлость приносится в мир религиозно мертвыми людьми. Они вносят пошлое содержание в рассмотрение великих предметов: история, сводимая к вопиющей пошлости у «экономических материалистов»; любовь в трактовании эротических писателей; искусство, ставшее жертвой льстивых и недуховных людей; философия, выродившаяся в безответственную и криводушную софистику, и т. д.

Мне не удалось отыскать слова, соответствующего понятию «пошлость», ни в одном европейском языке. Европейское человечество не осознало еще того религиозного бедствия, которым оно настигнуто, ибо бедствие это не нашло себе даже имени в его разуме. Ему предстоит или постичь сущность пошлости, ужаснуться и начать ее преодоление, или же окончательно разложиться в пошлости безбожия, порочности, хаоса и рабства».

Сейчас перед нашими глазами русский народ испытывает на себе нашествие «агрессивного пошляка» с его «освобождающим откровением» богопротивной вседозволенности. Гнется дух нашего народа, обескровленного большевистским игом, под напором бесстыжей «цивилизации». Хватит ли у России духовных сил, чтобы выстоять и воскреснуть во Христе Спасителе, чтобы не «разложиться в пошлости безбожия, порочности, хаоса и рабства»? А ведь и при нынешней его немощи русский народ остается главной опорой Вселенского Православия. И кто знает, как отразится на судьбах всего рода людского духовное крушение России.

Господь наш Иисус Христос «доставит Суду победу» (Мф. 12, 20). Сейчас все чаще слышатся предсказания близости окончательного, Страшного суда Божия. Некоторые секты берутся даже указывать точную дату Второго Пришествия, вносят смуту в непросвещенные умы, но неизменно бывают постыжаемы от Господа. Не человеческое дело вычислять час, день, год кончины мира – эту тайну ведает Единый Всевышний. Но духовный срок Страшного суда мы можем определить точно. Когда этот мир окончательно оземленится, духовно омертвеет и вконец опошлится, когда оскудеет в людях вера и иссякнет любовь, тогда Правосудному Творцу уже нечего будет ждать от человечества. Страшный суд явится последним деянием Божественной Милости к погибшим, ибо рождение человека в духовно мертвом мире было бы уже неотменяемым проклятием и новые поколения людей лишь умножали бы число жертв душегуба-диавола. Но еще долготерпит нас со всей нашей нечистотой Человеколюбец Господь: значит, есть у нас еще надежда на спасение.

«На имя Христа будут уповать народы» (Мф. 12, 21). Не постыдятся, никогда не обманутся те, кто все надежды свои возложит на Господа Милующего. Бог всемогущ: Он властен скорбь претворить в радость, печаль – в ликование. Спаситель человеколюбив и сострадателен: ради нас претерпел Он на земле жесточайшие мучения и всегда готов прийти на помощь страждущим. Нам остается только понять, как каждый из нас дорог Создателю, искупившему нас Пречистой Кровью, – и покаянно прильнуть к Всепрощающей Любви Его. Тогда Суд претворится для нас в Милость – Милость Божественную, нескончаемую и совершенную, ибо не знает времени и границ щедрость Вселюбящего Творца.

И вот – величайший дар Господень: людям подарен Сын Божий. Рождшийся в Вифлееме дивный Младенец Иисус отдает нам Себя, а вместе с Собою – высочайшую славу и величие, непобедимое могущество и неисчерпаемое блаженство, все сокровища земли и Небес – все, чем владеет Он как Творец и Повелитель мироздания. Нам остается только раскрыть свои сердца и принять в них Божественного Младенца с несравненными Его дарами, открыться для благодатного сознания: «Христос – наш, а мы – Христовы».

Истинный христианин – это человек Божий. Высоко это звание, ибо означает оно – обожение, Божественное просветление человеческой сущности. Эту высоту, это достоинство мы должны хранить в себе свято. Духоносный апостол Павел обращается к своему ученику и в его лице – ко всему роду христианскому, говоря: «Ты же, человек Божий… преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.

Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты призван» (1 Тим. 6, 11–12).

Священное Писание именует христиан царственным, избранным родом, предназначенным к славе Небесной. Но вот в древности подобной избранностью обладали иудеи, а мудрые персидские волхвы прежде них поклонились Царю царствующих, а языческие народы превзошли их в познании Спасителя мира. Иудеи имели Закон и пророков, храм и священство – и все-таки отпали от Бога Истинного. Господь даровал нам несравненно больше, чем иудеям, – Откровение Любви, всеочищающее покаяние, множество храмов иапостольскую благодать духовенства, великие Таинства, и среди них – Причащение, вводящее нас в кровное родство с Богом Спасителем. Имея такое богатство бессмертия, будем же беречься, чтобы не отпасть от Господа Жизнодавца, подобно древним иудеям. Станем же хранить священные дарования, чтобы нынешние грешники и преступники, безбожники и злочестивцы, раскаявшись и получив спасение, не посрамили нас пред Господом Правосудным.

Нам надобно возвыситься духом до Рождества Христова, возжаждать для себя чистоты, достойной Пречистого Младенца, – тогда полной и пресветлой будет наша Рождественская радость. Да празднуют идущие по пути благочестия, ибо вечное торжество готовится им в Царствии Христовом. Да ликуют и веселятся покаявшиеся грешники, ибо Христос для того и пришел, чтобы стереть темные пятна нашего прошлого, лишь бы мы всем сердцем обратились к Его Любви. Да не смущают никого земные скорби и тревоги – они пройдут, и отрет Бог всякую слезу с очей человеческих в блаженном бессмертии. Да воцарится в каждой душе христианской благодатный мир, даруемый Богомладенцем Иисусом.

Таинство Христова Рождества совершается внутри нас. По слову святителя Игнатия (Брянчанинова): «Истинный христианин почивает в Господе, и Господь почивает в нем». Если воистину в яслях наших сердец возляжет Христос Искупитель, то великая тишина осенит нас среди житейских бурь. Мучительная внутренняя вражда, междоусобица помыслов, война страстей, как бы разрывающих нашу душу на части, – весь этот внутренний мрак рассеется, и наши измученные сердца согреются и оживут в лучах Солнца Правды. Что нам тогда внешний мир с его злобой, если утешит нас Доброта Небесная! Что нам мимолетная горечь скорби, если мы будем предвкушать вечную сладость! Что нам человеческое осуждение и поругание, если наша совесть не осудит нас! Что нам чья-то вражда, если мы будем в мире с собою и с Правосудием Всевышнего! Что нам угрозы людские и демонские, если с нами пребудет Господь Всемогущий! Что нам даже ад внешний, если внутри нас будет рай Божий!

Такой блаженный мир дарует нам Бог, если мы примиримся с Ним – покаемся, исправим свою жизнь, омоемся от скверны греха, оскорбляющей Пречистое Божество. Тогда просияет в нас внутренний свет и от его лучей просветлеет мир вокруг нас. Душа, исполненная благодати, несет добро и любовь всем душам, к которым прикасается. Обретение внутреннего мира, примиряющего христианина со всеми людьми, – именно это, а не тщеславно-показная внешняя благотворительность есть истинный путь к служению ближним. Благие дела действительно становятся добрыми только когда исходят из сердца. А человек Божий просто не способен не любить всех людей, потому что отказать в любви ближнему значило бы отказать в ней Самому Христу, распявшемуся ради его спасения.

Всеблаженный Господь обладает всяческим счастьем, но вот, став человеком, Он избрал страдание – страдающую и Жертвенную любовь явил Он. И эти мучения и Жертва явились бы умножением Всеблаженства Божия, если бы его можно было умножить, ибо лучше одаривать, чем принимать подарки, и высшее счастье – делать счастливыми других. Себялюбивой и жадной человеческой натуре непросто это понять. Но плоды узнаются по вкусу. Попробуем «не искать своего» в отношениях с ближними, а заботиться только о том, чтобы им было хорошо, – и мы узнаем, сколько радости несет в себе такое служение. Попробуем выйти из своего замкнутого мирка и раскрыть сердце для братьев и сестер о Господе – и мы ощутим, какое счастье в единении с великой христианской семьей. Тогда явится посреди нас и возляжет в наших сердцах Сам Всемилостивый Спаситель, сказавший: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34–35).

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Век за веком протекли с того мгновения, когда совершилось предивное Вифлеемское чудо. Поколение за поколением – миллионы людей рождались на земле и уходили из этого мира. Но над всеми бесчисленными рождениями неугасимо сияет Рождество Спасителя, и всем несметным смертям дарует надежду Воскресение Христово.

Менялось внешнее обличье жизни, развивались науки, появлялись все новые машины, и вот уже быстрее звука летят самолеты и ракеты врываются в безвоздушное пространство. Изобретена масса приспособлений, чтобы сделать труд легче, а быт – комфортней. Но все так же одиноко и несчастно человеческое сердце, если оно не знает Истинного Бога. Старорусский пахарь, идущий за сохой, и инженер, нажимающий кнопки компьютера; византийский купец и американский бизнесмен; возница древнеримской колесницы и пилот космического корабля – все эти люди обладают бессмертной душой, которая обрекает себя вечному мраку или достигает Божественного Света. Ни по земле не уйти, ни по воздуху не умчаться человеку от смертного часа, когда будет он спрошен: любовью или ненавистью наполнял он свои земные дни? Правдой или ложью пропиталось его сердце? Кому принадлежит его душа – Небесному Отцу или коварному сатане? Страшно это испытание, и никто из людей не оправдался бы перед Высшей Справедливостью, если бы не родился нам Всемилостивый Спаситель, взявший на Свои плечи тяжесть человеческих грехов.

Сошествие Сына Божия на землю – это величайшее событие всемирной истории. Но для христиан Рождество Господа Иисуса не историческое событие, а вечно продолжающийся праздник. В чистых, любящих сердцах, готовых принять Христа, Он обитает всегда.

Божественное Дитя вечности рождается в нас, чтобы всецело освятить нашего внутреннего человека – просветить наши чувства, разум, волю, сердце и душу, совесть и дух. Примем же Царственного Пришельца, возводящего нас в славу сынов Света. В лучах этой немеркнущей радости последуем же призыву святителя Иоанна Златоуста: «Поклонимся Пришедшему, воспоем Обновившего, Оживотворившего, Просветившего и Даровавшего нам изобилие всех благ – Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков». Аминь.

Источник: https://omsk-eparhiya.ru/orthodoxbasics/Vladika/Books/Prazdniki/16RjSub.htm