26 Дек

Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста

Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест пострадали за веру Христову при императоре Диоклитиане (284-305) в Армении Каппадокийской (или Малой Армении), бывшей тогда римской провинцией.

Наместниками ее были жестокие правители — Лизий и Агриколай. Лизий пребывал в городе Сатале, Агриколай — в Севастии. Христиан, схваченных в Сатале, они отправляли для пыток в Севастию, а христиан из Севастии направляли в Сатал. Это делали для того, чтобы казненные на чужой стороне не могли быть погребены по христианскому обряду.

Видя непоколебимую твердость в вере множества христиан, знатный военачальник города Саталы Евстратий, бывший тайным христианином, решился на открытое исповедание своей веры. Когда был схвачен и заключен в темницу пресвитер Авксентий, настоятель церкви в близлежащем городе Аравраке (откуда Евстратий был родом), святой Евстратий открыто обличил Лизия в жестокости и безбожии. За это он предстал перед судом, где несмотря на бесчеловечные пытки (тело его жгли огнем, строгали острыми черепками, а раны поливали соленой водой и уксусом), отверг язычество, исповедуя веру в Господа Иисуса Христа. По приказу Лизия, мученика Евстратия обули в железные сапоги, подбитые острыми гвоздями и повели в Севастию.

В городе Аравраке к святому присоединился христианин Мардарий, также решившийся на подвиг исповедничества. Во время допроса он повторял неизменно: «Я — христианин», и мучители не смогли добиться от него отречения от веры Христовой, хотя истязали исповедника раскаленными гвоздями, повесив вниз головой. Перед самой кончиной святой Мардарий произнес молитву: «Владыко Господи Боже, Отче Вседержителю…», чтение которой совершается на полунощнице и в конце 3-го часа.

Во время допроса мученика Евстратия, его товарищ, христианин Евгений, обличил языческих судей в жестокости и отверг их веру. Святой Евгений был осужден на смерть. Ему вырезали язык, отрубили руки и перебили голени ног. После такой страшной пытки святой Евгений предал душу свою Господу.

Когда Лизий отправился за город производить смотр войскам, у воина Ореста, метавшего копье, обнаружился золотой крест. На недоуменный вопрос Лизия святой Орест твердо отвечал, что он христианин. По прибытии Лизия в Никополь, святого Ореста вызвали на допрос. На этот допрос пришло множество воинов, объявивших себя христианами. Лизий испугался и распорядился отвести святого Ореста вместе с мучеником Евстратием в Севастию к правителю Агриколаю. В пути мученики Евстратий и Орест укреплялись пением 118-го псалма («Блаженны непорочные в путь, ходящие в законе Господнем»).

Святой Орест рассказал святому Евстратию как скончался пресвитер Авксентий. Когда его вели на казнь в лес, он также воспевал 118-й псалом и перед кончиной сказал: «Брат Орест! Передай господину Евстратию, чтобы он помолился обо мне, и что он скоро соединится со мною, и я его ожидаю». Когда святого Авксентия обезглавили, тело его было взято ночью христианами и предано благочестивому погребению.

В Севастии мученики Евстратий и Орест предстали перед правителем Агриколаем. На предложение принести жертву языческим идолам святые ответили решительным отказом. Мученик Орест был немедленно приговорен к сожжению на раскаленном железном ложе, куда взошел, укрепляемый молитвой святого Евстратия. Мученика же Евстратия вновь заключили в темницу. Здесь он написал завещание, распорядившись отпустить своих рабов на свободу, имения отдать Церкви, а имущество — нищим.

Агриколай тем временем колебался, не решаясь казнить святого Евстратия — видного военачальника, исправно прослужившего 27 лет, пользовавшегося славой и уважением среди горожан. Он призвал святого Евстратия и в разговоре с ним наедине предложил отречься от Христа хотя бы только для вида, но тот категорически отказался.

Когда мученика Евстратия повели на сожжение к раскаленной печи, он во всеуслышание молился: «Величая, величаю Тя, Господи…». В печь святой Евстратий вошел, осеняя себя крестным знамением со словами: «Господи Иисусе Христе! В руце Твои предаю дух мой».

Святые мощи мучеников Евстратия и Ореста были взяты епископом Севастийским Власием и преданы христианскому погребению в их родном городе Аравраке. Впоследствии они были перенесены в Рим, где почивают в церкви священномученика Аполлинария, епископа Равеннийского († около 75 года, память 23 июля по ст. ст.).

Источник: https://eparhia-saratov.ru/holidays/Get/228

Loading