05 Дек

Проповедь архиепископа Артемия в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы 2019

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня православная церковь вспоминает Введение во храм Матери Божией. События этого праздника не описываются в Евангелии, его нет в Священном Писании, но оно сохранилось в Церковном Предании. Предание повествует о том, что когда Матери Божией, исполнилось три года, родители по обету посвятили ее Богу. Они были бесплодными, всю жизнь у них не было детей, и они дали обет, что если у них родится ребёночек, то они обязательно посвятят его Богу.

Во исполнение этого обета они привели девочку Марию в храм Иерусалимский. Мы знаем, что это было единственное место, где находился храм Божий, и там богооткровенный народ совершал богослужение и жертвоприношение.

И вот девочку Марию вводят в этот храм, и, как повествует Предание, в пределе храма были большие ступеньки. Нужно было высоко подниматься на пьедестал, чтобы дойти до дверей храма. И вот Матерь Божия по этим большим ступенечкам, трёхлетняя девочка, самостоятельно быстро поднялась.

Войдя в храм, она зашла в алтарь, во святая святых, куда заходил только священник, не просто священник, а первосвященник, архиерей по-нашему, и не каждый день, а раз в год – день очищения, и там было явление Бога древнему Израилю, богооткровенному народу. Там являлся Бог. И в это место явления Бога входит маленькая Мария…

Человек оторвался от Бога. Он потерял веру в Бога, и потерял благодать богопознания. И, потеряв богопознание, он потерял благодать древа жизни, стал смертен. А каждой смерти предшествует болезнь, постепенно разрушая человеческое естество, человеческую природу. И своими силами человек не мог вернуться к Богу.

Эгоизм, зло, пороки – эта болезни, вошли в человека, по его воле, они разъедали и углублялись в его сердце. И своими силами человеку невозможно было вырваться из этого оцепенения греха, зла, болезни и вернуться к Богу в первозданной чистоте к первозданному естеству.

Бог мог спасти человека, но как спасти? Механически? Бог мог в одну секунду человека переплавить и сделать нового. Но тогда был бы потерян образ Божий в человеке. Человек создан по образу Бога и по подобию Бога. Он создан свободным, он не машинка, не игрушка механическая, которую можно переделать, перекрутить. Человек свободный, он свободно пал и должен свободно вернуться к Богу.

Но он своими силами это сделать не может. И вот Бог приходит на помощь человеку. Бог становится человеком. Бог воплощается, Бог становится одним из нас, чтобы изнутри нашей жизни дать человеку спасение. И вот для того, чтобы Богу воплотиться, нужно было свободное согласие человека.

Дева Мария даёт свободное согласие. Если бы она не поверила архангелу, если бы она не поверила бы Богу и сказала бы «я не хочу никаких подвигов, я не хочу такой сложной и трудной жизни, я хочу, как нормальный человек, иметь семью, иметь любовь и иметь всё на свете, я не хочу жертвовать собой», то архангел ей не смел бы приказывать. Она свободную волю имеет и свободно избирает свой образ жизни.

Но она всю себя отдаёт на благо служения людям, на спасение человечества из любви к своему Создателю и Господу. И от её «да» или «нет» зависело наше спасение. И вот Дева Мария ответила: «Се раба Господня, да будет мне по Слову Твоему». Но для того, чтобы ей духовно созреть и сказать «Се раба Господня» необходимо было соответствующее воспитание и подготовка.

И вот для этого в Иерусалимском храме существовал приют для сирот, где их воспитывали, учили молиться, учили читать. Вокруг была безграмотность, а тут девочка читала, что была большая редкость, но при храме такую возможность давали. Они занимались рукоделием. Даже есть предание, что Матерь Божия вязала какие-то вещи и давала их нуждающимся, нищим. И мы знаем, что хитон, который был на Христе и который делили воины, был сшит Богородицей. Это была её работа.

Матерь Божия, находясь в храме воспитывалась, и подготавливалась к пришествию Христа Спасителя. Конечно, она не простой человек. Она плод молитвы. Это целые поколения людей, идущих к Богу, свидетельствующих нашему безумному миру, безбожному, языческому, о Боге, нужно было совершенствоваться из поколения в поколение, чтобы достичь этой вершины человеческого совершенства. И Церковь называет Её выше архангелов и выше ангелов, «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим». По своей природе человек выше ангелов, он богоподобен, и в воплощении Христа Спасителя мы получили путь к Царству Божию, путь к вечности.

Сегодня за апостольским чтением говорилось о скинии. Скиния – это первозданный храм. Когда иудеи путешествовали по пустыни, был такой палаточный храм и в нём они совершали свои богослужения. И вот эта скиния как раз и символизирует Матерь Божию. В храме пребывает Бог. А Матерь Божия – одушевлённый храм, в котором явился Господь.

Церковь тоже призывает всех нас быть одушевлённым храмом Божиим. Апостол Павел говорит в своём послании: «Вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас». Будьте храмом Божьим, а не языческим капищем. Сохраняйте в чистоте своё сердце. Как Матерь Божия поднималась по ступенькам восхождения, так и вам нужно пройти по ступенечкам духовного совершенствования, от добродетели к добродетели, от молитвы к посту и другим подвигам самопожертвования, чтобы постепенно-постепенно войти в духовный мир церковной жизни.

Спасение возможно только в храме, только в Церкви. Вне храма спасения не может быть. И об этом прекрасно знали враги христианства, когда уничтожали наши храмы. Уничтожая храмы, они уничтожали человеческую личность, свободу, дух свободы, национальное самоопределение человека, превращали его в животное стадо, которым легко управлять.

И когда приходили смутные времена, человечество начинало с возрождения храмов. Жили в землянках, но строили храмы. И вот сейчас, конечно, после наших гонений, после сложных исторических моментов нам дано время для покаяния. И строятся сейчас храмы, которые свидетельствуют о нашем покаянии. Но, к сожалению, они ещё не наполняются содержанием. Горсточка верующих ещё остаётся. На праздник все приходят, на Рождество, на Пасху поздравить, сесть за стол все готовы. А жить церковной жизнью, нести крест Христов, на это мы ещё не способны. Но без этого спасения нет и быть не может.

Поэтому, находясь в Церкви, мы должны духовно возрастать, должны учиться спасению, участвовать в церковных таинствах, ведь в них даётся благодать Божия. То, что невозможно человеку, возможно для благодати Божией. Бог укрепляет нас своей благодатью, помогая совершать то, на что мы по своей человеческой природе порой и не способны.

Сейчас много людей, которые вроде и верят в Бога, но им не нужен Христос как таковой и даже Церковь не нужна им, и Матерь Божия не нужна. Им нужна помощь в их бытовых домашних делах. Мне нужно, чтобы Бог помогал мне устроить свою жизнь так, чтобы она была комфортная, сытная, благополучная, и я буду Бога благодарить, «отстегну» ему копеечку на строительство храма.

А человек должен жить всецело только Богом, как говорил апостол Павел, и «уже не я живу, но живёт во мне Христос». И вот такой совершенный путь духовной жизни являет нам Богородица, в Ней живёт Бог. Она одушевлённый храм Божий, через неё Бог приходит на землю. И сегодня Церковь воспоминает это событие – восхождение в храм – и всех нас призывает учиться в храме делу нашего спасения.

С праздником и храни вас всех Богородица!

Источник: https://orthos.org/biblio/publication/2019/12/04/propoved-arhiepiskopa-artemiya-den-prazdnika-vvedeniya-vo-hram

Loading