21 Сен

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Сегодня мы празднуем Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Церковный год – хотя не сразу сложилась эта традиция – построен святыми отцами таким образом, что тесно связан с жизнью Божией Матери: начинается двунадесятым праздником Рождества Богородицы, а заканчивается другим великим праздником – Ее Успением, воспоминанием об отшествии Пресвятой Девы от нас. Итак, сегодняшним праздником открываются годовые великие праздники.

Родители Божией Матери Иоаким и Анна, которых мы очень часто поминаем за богослужением, были людьми праведными, но, по Промыслу Божию, бездетными, бесплодными. В ветхозаветные времена бесплодие считалось наказанием Божиим, а многочадие, наоборот, – великим Божиим благословением. В Книге Иисуса сына Сирахова есть даже предупреждение тем, кто относится к чадородию чрезвычайно просто, примитивно: «Не радуйтесь множеству чад, если они нечестивы» (см. Сир. 16, 1). Отсюда можно сделать вывод о том, что многочадие в то время всегда вызывало – и теперь должно было бы вызывать – у семейных людей радость. Однако мы слишком далеко ушли от велений своей совести. Сейчас многие пытаются искусственно сделать себя бесплодными, тогда же бесплодие воспринималось как наказание Божие за грехи. Иоаким и Анна, может быть, и имели некоторые малые прегрешения, как и все люди, живущие на земле, однако у них не было таких грехов, которые можно было бы счесть причиной их бездетности. Несмотря на это, те самые люди, радовавшиеся множеству детей, даже когда они нечестивы, упрекали Иоакима и Анну, осуждали их, относились к ним с презрением. Иоаким, пришедший принести положенную жертву Богу, даже был прилюдно отвергнут: священник за бесчадие Иоакима не принял эту жертву, как бы упрекая его в каких-то тайных грехах.

Мы знаем, что не всегда скорби являются признаком греховности человека – так бывает чаще всего, но не всегда. Священное Писание повествует о многострадальном Иове. Этому праведному, можно сказать, безупречно праведному человеку Бог попустил подвергнуться самым тяжким скорбям, какие только возможны на земле, ради того, чтобы он пришел в большее богопознание, чтобы была проверена его бескорыстная преданность Богу. Он лишился не только всего своего имущества, власти, почета, но и десятерых детей. Этого мало: он потерял и здоровье, и не просто тяжело болел, а страдал самой в то время ужасной, неизлечимой болезнью, к тому же еще и позорной в глазах других людей, – проказой. Заживо изгнивая, Иов сидел за городом, выражаясь современным языком, – на свалке, и никто не смел к нему приблизиться. Только мальчишки издалека кидали в него камни и смеялись над тем, кто недавно был царем в этом городе. Но после тяжких испытаний Господь вернул ему здоровье, дал новых детей и, самое главное, даровал более полное и глубокое богопознание. Иов, узрев в видении Бога, говорившего с ним из бури, ответил Ему: «Я полагаю руку свою на уста мои, ибо раньше я слышал о Тебе слухом уха, а теперь вижу Тебя лицом к лицу» (см. Иов, 39, 34; 42, 5). И это говорил Иов, который до видения неложно утверждал, что чувствует, слышит дыхание Вседержителя в ноздрях своих. Значит, в нем была благодать Духа, но среди тяжких испытаний он познал Бога так, как не знал прежде.

Итак, скорби иногда посылаются праведным людям для их испытания, чтобы они, сокрушив свое сердце, свой дух, еще ближе стали к Богу и приняли Его в свое сердце. Подобное испытание постигло Иоакима и Анну: будучи совершенно безупречными, праведными людьми, они не имели детей. Надо сказать, что, происходившие из рода царя Давида, они, хотя и были обеспеченными, но по сравнению с царями жили скромно и были лишены власти. В этом уже выражалось их смирение. Они ничего не домогались, полагались только на волю Божию, тогда как, например, идумеянин Ирод, живший примерно в то же время, не имея никаких прав на престол, стремился к власти над Иудеей. И он добился своего беззаконнейшим образом: решившись даже на преступление против Божественного закона, он тайно от своих соотечественников принес в Риме жертву языческому богу Юпитеру. Иоаким же и Анна не искали власти, а стремились только к угождению Богу. И они стали родителями не просто царя, а Царя Небесного, Божественного Царя, как и называем мы их за богослужением – богоотцы, то есть предки Бога. Действительно, по плоти они являются дедом и бабкой Господа Иисуса Христа. Это звучит странно, но так оно и есть. Поэтому мы и прославляем Иоакима и Анну. Они возвеличены как никто из людей, кроме, конечно, Преблагословенной Девы Богородицы.

Итак, после позора и изгнания из храма Иоаким, не возвращаясь домой, отправился в пустынные места, где пастухи пасли его стада, и, уединившись, стал молиться о том, чтобы с него было снято поношение. Святая Анна также молилась в своем саду. Вспомним, как Иов, униженный до последней степени и упрекаемый своими близкими друзьями, не выдержал и взмолился Богу, чтобы Господь открыл ему, за что он так страдает. Хотя Бог и упрекнул Иова, но исполнил его просьбу, и все, что Иов ранее имел, было ему возвращено. И главное, как я уже говорил, он познал Бога. Так же и здесь: дойдя до отчаяния, Иоаким и Анна взмолились из самой глубины своего существа. Видимо, посланное им испытание было необходимо, чтобы они поняли, что ребенок, который от них родится, Пресвятая Дева, – это скорее плод молитвы, чем человеческого естества. Иоакиму и Анне было откровение о том, что они должны соединиться и у них родится ребенок. В своей молитве они пообещали, что посвятят его Богу. И у этих людей, очищенных как собственным подвигом, так и нравственным подвигом их предков, родилась Преблагословенная Дева Богородица. Хотя Она родилась так, как рождаются все люди, но в то же самое время – от супругов преклонного возраста, когда женщина обычно уже теряет способность к деторождению. Рождение Пресвятой Девы было чудом. О нем не повествуется в Священном Писании, но хранит память о нем православное Священное Предание.

В святом граде Иерусалиме показывают место, где когда-то стоял храм в честь Иоакима и Анны, в честь Рождества Богородицы, воздвигнутый там, где в древности находился дом этих праведных людей. Из некоторых исторических фактов можно сделать вывод о том, что в то время обеспеченные люди иудейского государства, где бы они постоянно ни проживали на территории Палестины, старались еще иметь и дом в Иерусалиме. Ведь в Иерусалим нужно было приходить весьма часто, для того чтобы приносить жертвы Богу, молиться в определенные праздники. Был там дом и у Иоакима и Анны.

Храмы на месте священных событий были воздвигнуты в основном в IV столетии святой равноапостольной Еленой или несколько позже. Иные постройки были только начаты ею, а закончены спустя некоторое время после ее кончины. Впоследствии, как вы знаете, Палестина пережила много страшных общественных бедствий: бунты самарян, сопровождавшиеся разрушением христианских святынь; иудейские восстания; кровопролитное нашествие персов, в ходе которого было убито несколько сотен тысяч христиан. Во время этого нашествия иудеи восстали, присоединившись к персам, и тоже уничтожали христиан. Потом было страшное и продолжительное нашествие магометан-арабов, они захватили власть над Палестиной и удерживают ее по сей день или, по крайней мере, составляют основную часть населения той местности. Во время этого нашествия, видимо, также были уничтожены многие святыни. Затем последовало турецкое владычество. Уничтожен был и храм Иоакима и Анны, но церковная память сохранила предание о месте, где находилась эта святыня. И уже спустя столетия, в XVIII или XIX веке, руководствуясь этими сведениями, стали вести раскопки. Нашли лишь остатки мозаичного пола, стены же и все остальное было уничтожено. Многие святые места в Палестине обнаруживают и опознают именно благодаря такому мозаичному полу: его никто не трогает, не выскабливает, он так и остается, усыпанный землей. На мозаичных полах часто выкладывались какие-либо имена или символы, обозначающие то или иное событие священной истории. Именно на полу обнаружили надписи, свидетельствующие о том, что это тот самый дом, где некогда жили Иоаким и Анна. Более того, крестом было отмечено место, где произошло Рождество Божией Матери. И мы, грешные, сподобились быть там и поклониться этой святыне. Она находится в напоминающем подвал помещении, высеченном в скале. Удивляться этому не нужно: Палестина страна гористая, поэтому когда строят дом, то нижние этажи высекают в скалах, а верхние выстраивают над землей. В древности это было очень распространено. Были и тогда, и теперь существуют целые города и монастыри, высеченные в скалах. Даже обеспеченные, богатые люди использовали для постройки жилищ естественные свойства своей местности.

Итак, это событие – Рождество Богородицы – послужило началом нашего спасения. Божия Матерь имела в себе наклонность ко греху, в чем и состоит первородный грех, но никогда не согрешила. Католики неправильно учат, что Ее зачатие якобы было беспорочным. Оно не может быть таковым, если в нем участвуют мужчина и женщина. Порок обязательно передается. Беспорочным было лишь чудесное зачатие Господа нашего Иисуса Христа, совершившееся без участия мужа. Конечно же, и в Пресвятой Деве был первородный грех как некая наклонность, которую, благодаря Своему подвигу, постоянному понуждению Себя к добру, непрестанному стремлению к Богу, Она никогда не привела в действие, то есть никогда не согрешила даже мыслью. Однажды наш знаменитый русский подвижник, живший недавно, преподобный старец Силуан Афонский во время молитвы подумал: «Неужели Божия Матерь никогда не согрешила?» Ему, как человеку уже сподоблявшемуся откровений от Бога, Святым Духом дан был ответ в душе: «Божия Матерь никогда не согрешила даже мыслью». Безгрешные ошибки у Нее были: она могла, как человек, не знать, где находится Отрок Иисус Христос, когда они с Иосифом думали, что Он идет с родственниками впереди, а Он остался в храме. Но это ошибка, а не грех, греха же Она никогда не сотворила. Начиная, как говорят святые отцы, от мягких ногтей, с самого детского возраста, Пресвятая Дева была той Избранницей Божией, Которая всегда, каждое мгновение стремилась только к доброму. Таким подвигом постепенно, даже без постороннего научения, только прислушиваясь к велениям Своей совести и, конечно же, читая Священное Писание, Она достигла такого смирения и чистоты, что единственная из всех людей стала способна воспринять в Себя Слово Божие, Сына Божия, желавшего прийти в мир, чтобы всех нас спасти. Вот какое событие, какой праздник мы сегодня отмечаем – начало праздников, начало нашего спасения.