23 Дек

Неделя 30-я по Пятидесятнице

Самая главная служба, которая совершается в храме и за которой совершается великое чудо, когда Святой Дух нисходит на хлеб и вино, прилагая их в Пречистое Тело и Животворящую Кровь Господни, называется Евхаристией. В переводе с греческого языка это означает «благодарение». Значит, самое важное наше богослужение, которое мы можем совершить, заключается в том, что мы собираемся вместе для того, чтобы поблагодарить Бога.

На самом деле, быть по-настоящему благодарными Богу оказывается очень трудно. И когда мы вспоминаем различные свои грехи, приходя на исповедь, нам порой трудно до конца осознать, какой грех неблагодарность к Богу и к чему этот грех приводит человека. Сегодня только что мы слышали Святое Евангелие, которое объясняет нам последствия неблагодарности к Богу. И наоборот, раскрывает для нас весь благодатный смысл благодарности к Богу.

Иисус Христос на пути в город Иерихон встретил десять человек, больных проказой. Проказа – страшнейшая болезнь, неизлечимая, против которой в древнем мире не было никаких способов ее лечения. И в наше время тоже никто еще не нашел возможность, как исцелить эту болезнь. Единственное, что делают в этих случаях, этих больных изолируют. Потому что болезнь тем страшна, что человек гниет заживо, у него отмирают целые части тела, а ему даже и не больно.

Святые Отцы неоднократно, объясняя смысл Святого Евангелия, предлагают нам сравнить эту болезнь тела человека с болезнью души, говоря о том, что когда человек поражен грехом, когда грех проник во всю его душу, он тоже уже не чувствует своего собственного греха. Человек живет в грехе и не чувствует его. Это очень страшное состояние наших душ. Страшно, когда мы не чувствуем, как обижаем друг друга. Страшно, когда мы не чувствуем боль и страдание другого человека и потому бываем жестокими и немилосердными. Страшно, когда для нас грех становится образом нашей жизни и мы не чувствуем, как наша душа загнивает, гибнет.

Так вот, десять человек больных проказой встретили Иисуса Христа и стали издалека кричать: «Иисус, наставник, помилуй нас!» Они обратились к Христу и издалека кричали Ему. Надо было приложить силы, чтобы кричать. Они не смели подойти ближе, потому что по жестоким законам древнего времени, если они приближались больше чем на определенное расстояние к человеку, то их положено было забрасывать камнями. Так ограждали себя люди от внешней, телесной заразы. (Если бы мы так умели ограждать свою душу от духовной заразы!) Так вот, эти больные кричали: «Иисус, наставник, помилуй нас!»

Так происходит и с нашей душой. Когда однажды мы увидим все безобразие нашего греха, увидим бедственное положение нашей души, у нас появляются силы, и мы начинаем просить Бога о помощи. Просим Его, взываем к Нему, обращаемся к Нему. Особенно это с нами бывает тогда, когда внешние, жизненные обстоятельства помогают нам увидеть наши собственные грехи. Это бывает, когда мы, или кто-нибудь из наших родных, или наших детей заболевает, и мы тогда сразу понимаем всю пустоту и суету нашей жизни греховной и начинаем молиться Богу. Бывает с нами так, когда кто-то из наших родных или близких умирает, и как молнией тогда озаряется наше сознание, и мы видим, насколько бессмысленна жизнь без Бога, насколько страшен итог жизни человека, который не был с Богом. Бывает так и тогда, когда мы попадаем в очень затруднительное положение, или в семейной жизни, или на работе – и вот тогда мы начинаем обращаться к Богу, и кричим и взываем Ему, потому что мы почувствовали всю бедственность нашего положения.

Иисус Христос, услышав, как кричат к Нему эти десять человек, посылает их к ветхозаветному священнику: «Идите, покажитесь священнику», – говорит Он. Почему так делает Иисус Христос? По древнему закону определять, кто может принадлежать к обществу здоровых людей, а кто не может, могли ветхозаветные священники. Они определяли, быть ли человеку в стане прокаженных или быть в нормальном человеческом обществе. Иисус Христос посылает их к этим священникам. И когда они идут, с ними совершается чудо. Пока они идут, они очищаются: болезнь сходит с них, происходит то, что невозможно пояснить никаким человеческим разумом.

Так и нам, дорогие братья и сестры, для исцеления наших прокаженных душ Господь дал возможность пути – пути к Нему же, к Богу: «Иди, покажись священнику», – это путь жизни в Церкви. Господь установил таинство священства через благодать Святаго Духа для того, чтобы человек, идя жизненным путем, через молитвы, священнодействия, церковные установления, церковные обряды получал все необходимое для исцеления своей души. И человек, когда идет этим путем, когда показывает свою душу через священника самому Богу, особенно это бывает в таинстве исповеди, очищается. И сколько раз мы с вами это ощущали на своих собственных душах.

Так и эти десять прокаженных очистились. И вот, когда они увидели, что они очистились, один из них с радостью побежал назад к Христу и стал благодарить Его за то, что произошло. Один из десяти. Дорогие братья и сестры! Не подскажет ли нам наша с вами совесть, как мы поступаем в своей жизни? Не бывает ли и с нами такое, что пока нам тяжело, мы призываем Господа Бога, обращаемся к Нему, молимся Ему; как только нам становится легче, мы забываем обо всех тех дарах Божьих и помощи Божией, которые Он делает для нас. Господь через эту притчу предлагает нам посмотреть на самих себя, чтобы мы увидели состояние наших собственных душ. Насколько мы бываем благодарны Богу. Когда этот один человек пришел и стал благодарить Господа, Господь спросил у него: «Разве не десять очистились? Где же другие девять? Иди, вера твоя спасла тебя».

Дорогие братья и сестры! Десять человек очистились, но одному Господь сказал, что его вера его спасла! Значит, другие девять, хотя и исцелились от своей телесной болезни, спасения не приобрели. И хотя получили то внешнее, чего хотели, – перестали быть больными проказой, – души у них не очистились, спасения они не получили, потому что не имели веры. Значит, вера только тогда спасает человека, когда она соединена с благодарностью к Богу. Когда мы благодарим Бога, тогда наша вера делается для нас спасительной. Тогда все те благодатные дары, получаемые нами через таинства и церковные обряды, тогда все, что преподается в Церкви, становится для нас спасительным, если мы живем этой благодарностью к Богу.

Настолько отвратителен грех неблагодарности, что его можно действительно сравнить с проказой. Если бы мы видели человека, который нам с вами чем-то обязан, пусть даже какой-то малостью – так в жизни бывает, помогаешь какому-то человеку и по-человечески от него тоже ждешь, хотя бы хорошего отношения. А так бывает так, что если мы какому-то человеку помогаем, а он даже здороваться с нами не хочет и в нашу сторону смотреть не хочет. А то еще и плюнет в след. Что по-человечески мы тогда в сердце своем ощущаем? Каково нам? Вот это картина и нашего отношения к Богу.

Но как научиться нам, быть благодарными к Богу? Вот для этого, дорогие братья и сестры, во всех церквах и совершается главная и важная служба – Божественная Литургия. Где призывом благодарить Господа мы все вместе объединяемся и призываемся к благодарственной молитве. Может быть, каждый из нас, бывает так, переступает порог храма из-за каких-то личных своих нужд, желая о себе попросить. Но вот наступает самый важный момент службы, и всех нас Господь объединяет Духом Своим, и мы благодарим Его. Благодарим за все, потому что мы начинаем понимать, что сама наша жизнь – это дар Божий, начинаем понимать о том, что мы, будучи эгоистами, очень часто видим только плохое в жизни, когда нам больно, и не видим всего того хорошего, что бывает ежедневно и ежечасно. И не знаем, от каких бедствий мы бываем освобождаемы, и не знаем, какие напасти от нас отвращаются.

Фактически, с человеком может какая угодно беда приключиться, в любой момент. Потому что, сколько случайностей, казалось бы, нелепых, происходит с человеком. Когда человек выходит из дома, думая, что он через пять минут вернется, а оказывается под колесами автомобиля. Когда человек планирует свою жизнь на долгие-долгие годы, а, посетив поликлинику, узнает страшный для себя приговор о том, что он больной смертельно, ему жить осталось меньше недели. Сколько таких случаев мы узнаем, но никогда, почему-то, по-настоящему не вразумляемся.

А мы с вами должны бы помнить о том, что Бог есть источник всего благого и доброго в мире. И когда мы в своей молитве проникаемся этим чувством благодарности к Богу, сознания того, что без Бога доброго быть ничего не может, мы с вами становимся добрее, милосердие приходит и в наше сердце, и мы стремимся идти по заповедям Христовым, и начинаем творить добро в этом мире, и начинаем видеть в других людях образ Божий, начинаем прощать друг другу обиды и грехи, потому что понимаем, что все это ничто перед милосердием и святостью Бога.

Сегодня, в этот воскресный день, по церковному календарю совершается память святителя Амвросия, епископа Медиоланского. Он написал прекрасный духовный гимн благодарности к Богу «Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем».

Обратимся к этому великому святителю с просьбой и молитвой, чтобы по его предстательству и нам с вами научиться всегда и за все благодарить Бога, зная, что Бог, как любящий Отец, заботится о нас и предлагает для нас все возможное, чтобы никто из нас не погиб, но мы все имели бы жизнь вечную.

Аминь.

 

22.12.2002 года.

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы с вами слышали Святое Евангелие, в котором через повествование о чуде, совершенном Спасителем мира Господом нашим Иисусом Христом, до наших душ доводится мысль о том, человек всегда должен иметь в своем сердце благодарность Господу Богу.

Вот это чувство благодарения Богу не сразу приходит в сознание человека. Потому что чаще всего человек обращается к Богу тогда, когда у него в жизни какая-то сложность или проблема, когда у него, или у его близких случается болезнь, или когда посещает семью смерть. И тогда сердце человека, осознавая суетность и пустоту времени, которое он проводил без Бога, обращается к Господу. Но в этом обращении чаще всего и больше всего человек изливает свою боль, свою скорбь, приносит к Господу свои мольбы и свои просьбы.

Но вот наступает время спокойной жизни, проходят болезни, нет, вроде, серьезных неприятностей, жизнь течет повседневно, обычно, и человек успокаивается. И даже если он внешне и совершает молитву по привычке, или по воспитанию, или по необходимости, так как он понимает заповедь Божию о молитве, то сердце его часто бывает успокоенным и холодным, и молитва получается формальной, а порой, вообще никакой.

Такие перепады духовного настроения, я думаю, известны каждому из нас, здесь сейчас стоящих. И вот Господь Иисус Христос делами Своими на земле призывает нас не быть такими, какими мы есть сейчас. Он напоминает нам о том, что главное чувство в человеке, через которое и вера рождается, и вера укрепляется, и вера держится в человеке, – это чувство благодарности Богу. Ведь не зря самая главная служба Православной Церкви, которую сейчас, в этот самый момент мы с вами совершаем, называется Божественная евхаристия, что в переводе с греческого означает благодарение. Ангелы, предстоящие пред престолом Божиим, непрестанно возносят Ему хвалу. И в этой хвале Богу они находят нескончаемую радость. Святые отцы говорят о том, что жизнь праведников в вечности тоже будет наполнена непрестанным славословием Божием, и в этом будет высочайшее счастье и торжество соединения любви Божественной и любви человеческой. Нам, по нашим грехам, порой бывает это непонятно. Вдумаемся же в то чудо, которое совершил Господь.

Шло десять человек, которые были больны проказой, – страшнейшей болезнью, которая разъедает тело человека, и человек заживо гниет и даже сам не чувствует, что он гниет. Вернее, он глазами своими видит это загнивание, а боли нет. У него пальцы отмирают, нос отмирает, мягкие части тела сгнивают и исчезают, его можно протыкать иголкой, а ему не больно. Вот такая страшная болезнь – проказа.

И вот десять прокаженных человек, больных этой страшной болезнью, издалека увидев Иисуса Христа, начали кричать Ему, чтобы Он помиловал их.

Дорогие братья и сестры! Каждое реальное чудо, совершенное Господом, еще изображает духовную часть, духовный смысл имеет. Так вот этих десять человек, прокаженных телом, можно сравнить с нашими душами, которые прокажены грехом. Вот мы грешим и видим даже свои грехи, но уже нам не больно от наших грехов, мы привыкли, свыклись. И даже греховные привычки стали частью нас самих, и мы даже не чувствуем боль и не чувствуем тот вред, который приносят эти грехи. Но вот прилучится нам собраться и промыслом Божиим оказаться в храме. И тогда мы начинаем обращаться к Богу и просить, чтобы Господь помиловал нас. Недаром самая краткая молитва и самая повторяемая в Церкви, это – «Господи, помилуй». Вот и эти десять человек кричали к Господу и просили, чтоб Он помиловал их.

Они не могли подойти близко, потому что по закону Моисееву прокаженные не должны были близко подходить к здоровым людям. И вот Иисус Христос говорит им: «Идите, покажитесь священнику». – Смотрите, Он отправляет их к священнику ветхозаветного храма, потому что согласно Ветхому завету и древнему закону священники определяли, где может жить человек, – вместе со всеми или отдельно. Бывали случаи, когда человек исцелялся от проказы. И вот только священник мог тогда разрешить ему жить вместе со всеми.

Не так ли и нас Господь, наши грешные души через Церковь Христову, через установленные Таинства приводит к тому, чтобы мы были вместе со святыми? Ведь грех – это то, что нас отделяет от Бога. А мы не призваны к греху, ведь душа наша – образ и подобие Божие. И нас сам апостол называет святыми, нас – христиан; говорит: «Вы святы».

Но кто из нас может себя назвать святым? И мы, сознавая это, молимся Богу и просим у Него прощение за наши грехи, которыми прокажена наша душа. А Церковь Христова соединяет нас со святыми, очищает нас, исцеляет нашу душу Святыми Таинствами, благодатью Духа Святаго; и нас, грешных и недостойных, делает достойными даже единства с Господом, и мы причащаемся Пречистого Тела и Животворящей Крови Христовых.

Вот и эти десять прокаженных человек по слову Иисуса Христа пошли показаться священнику. И когда они шли, совершилось чудо – они исцелились, очистились. И один из них, увидев, что он исцелился, побежал назад – искать Иисуса Христа – и стал благодарить Его за то, что Он совершил. А Господь говорит: «А разве не десять исцелились, очистились? Где же девять? Почему только один возвратился воздать славу Богу?!»

Дорогие братья и сестры! Это – укор нашей с вами душе; укор нам – как мы благодарим Бога. Благодарим ли мы Бога так, как этот самарянин, который, почувствовав, что он исцелился, стал хвалить Бога? Или когда мы в жизни начинаем жить получше, и когда не так терзают нас наши грехи, мы забываем о том, чтобы радостно благодарить Бога? – Наша совесть подсказывает нам, что мы забываем об этом благодарении.

Но послушаем, что сказал Иисус Христос этому человеку. Он сказал: «Иди, вера твоя спасла тебя». – Он не сказал об этих девяти человеках, что их вера спасла. Они только тело свое исцелили. Они получили исцеление от Бога, но душа их не исцелилась. А этому человеку Господь говорит: «Вера твоя спасла тебя».

Дорогие братья и сестры! Как бы и нам с вами услышать от Иисуса Христа такие слова; чтобы Иисус Христос им нам сказал: «Вера твоя спасла тебя». Чтобы и мы, получая благодеяние от Бога, был такими же благодарными, как этот исцеленный самарянин. Об это помолимся сейчас. Помолимся о том, чтобы в нашей душе всегда было чувство хвалы Господу; чтобы мы благословляли Бога и в радости и в болезни; чтобы мы благословляли и хвалили Бога и тогда, когда у нас счастье, и тогда, когда у нас несчастье; чтобы мы возносили хвалу Господу и тогда, когда мы больны, и тогда, когда мы здоровы; чтобы мы непрестанно славили Бога и тогда, когда у нас во всем достаток, и тогда, когда мы нуждаемся и у нас во всем нехватка; чтобы каждый день у нас начинался и заканчивался также благодарением Бога.

Сейчас мы совершаем службу – Божественную евхаристию. Возблагодарим Господа Бога за все те благодеяния, которые Он непрестанно изливает на нас. Будем просить у Него, чтобы Он дал нам дар веры, спасающий дар, исцеляющий наши души и телеса, и ведущий нас к жизни вечной.

Loading