09 Дек

Неделя 28-я по Пятидесятнице

До пришествия в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа люди, знавшие истинного Бога, стремились жить по десяти заповедям, которые Бог дал пророку Моисею на горе Синай.

Четвертая из этих заповедей гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней в них делай дела твои. День же седьмой, суббота, Господу Богу твоему».

«Суббота», в переводе с древнееврейского, означает «покой». И заповедь эта появилась по повелению Божию, чтобы в течение шести дней человек думал и занимался повседневным трудом, которым он должен кормить себя и свою семью, а седьмой день, чтобы человек занялся трудом над душою своею; чтобы он помнил о Боге, чтобы он молился Богу, чтобы он благодарил Господа Бога.

Эта заповедь о седьмом дне дана была людям для того, чтобы, с одной стороны, человек не ленился, а трудился, а, с другой стороны, не забывал, что всякий труд только тогда приносит пользу, когда он Богом благословлен. А также не забывал бы и о том, что не только тело он имеет, которое нуждается в пище и одежде, но имеет человек и бессмертную душу, которая нуждается в духовной одежде и духовной пище. Духовная одежда души – это добродетель, добрые дела. Духовная пища души – это молитва.

Однако, к сожалению, не все люди и не всегда правильно понимали, да, может быть, и сейчас не всегда правильно понимают эту заповедь Божию. И главное, чему стали учить фарисеи, то есть учители Закона Божия, которые были до пришествия в мир Господа Иисуса Христа, заключалось в строгом соблюдении внешнего предписания. Вот как наступила суббота – все, ничего делать нельзя, никаких дел! Даже больше определенного расстояния пройти нельзя. Огонь нельзя зажигать. Целые книги были написаны. Вот сейчас о толстой книге говорят: «Ну вот, принес «талмуд!». А на самом деле была и есть такая книга – Талмуд. Это – толкование на Ветхий завет древних учителей народа. И там столько описаний – чего и чего нельзя делать в субботу, что простой человек запросто запутается. Недаром Господь Иисус Христос, когда пришел  мир, стал обличать фарисеев, говоря им, что они заповеди Божии заменили учением человеческим.

И вот мы сейчас с вами слышали евангельское повествование о том, как Иисус Христос, придя в субботу на молитву в собрание народное, где все собрались на молитву, увидел там женщину, которая была больна в течение восемнадцати лет. Она была скорчена, так согнута она была, что не могла распрямиться и видеть неба, только землю она глазами своими видела. И вот Иисус Христос на глазах у всех людей, которые собрались на молитву, исцеляет эту женщину. И она распрямляется и начинает славить Бога.

Казалось бы, все должны возрадоваться – чудо совершилось, человек исцелился, сила Божия совершается, милосердие Божие совершается, любовь Божия проявляется! Однако старейшина этого собрания обращается к людям и говорит: «Что вам мало дней в неделе, что вы пришли в субботу исцеляться? Шесть дней – в них надо делать свои дела, день седьмой – Господу Богу!»

Вот так он понимал это предписание. Смотрите, как обличает его неправильное понимание Сам Спаситель! Он говорит им: «Лицемеры! Разве каждый из вас в субботу не отвязывает своего осла, чтобы напоить его водой? Эту же женщину, которую восемнадцать лет связал сатана, неужели Я не мог исцелить в субботу?» – И далее Писание повествует, что стыдно стало людям за свои мысли и за свои слова. Значит, задело совесть их то, о чем говорил Господь.

Как часто и мы с вами, дорогие братья и сестры, подменяем внутренне внешним! Суббота – день Божий, такой же день Божий, как сейчас для нас день воскресный. Он в Новом завете заменил собою субботу. И теперь мы шесть дней должны творить свои дела, а седьмой день посвящать Господу Богу, в воскресенье, приходя в храм для молитвы, совершая дела милосердия и сострадания.

Господь постоянно исцелял в субботу. Почему? – Он тем самым показывал, что дело Божие – это быть милосердными друг к другу. Дело Божие – быть сострадательными. Дело Божие – прощать друг другу. Оказывать друг другу бескорыстную помощь – вот в чем дело Божие. А когда человек за внешним только гоняется, то начинает спрашивать, как порой к священнику подходят и спрашивают: «А можно в воскресенье постирать что-либо? А можно в воскресенье сделать еще какое-либо дело?» – Всякое доброе дело, которое человек делает для другого человека, должно делать всегда, а особенно, в праздники, особенно в воскресные святые дни. Больного посетить, немощному помочь, Святое Евангелие прочесть тем людям, которые раньше его не слышали, оказать поддержку человеку, который нуждается в ней, – все это необходимо нам делать.

Вот эта женщина, которая была скорчена и не могла распрямиться, это – образ нашей с вами души. Порой грех так нашу душу скорчит, что мы в нашей жизни ничего кроме грязи, земли, земного и суетного не видим. Кто распрямит нашу душу так, чтобы наша душа небо Божие увидела; чтобы в нашей душе поселилась вера, надежда и любовь; чтобы мы были христианами не внешне только, не по названию только, не по соблюдению только внешних предписаний, которые предписывает нам Святая Церковь Православная, но и душою своею были христианами? Кто распрямит нашу душу? – Конечно же, Спаситель мира Господь Иисус Христос.

Мы для того и в храм Божий приходим, для того и собираемся вместе на молитву, чтобы так, как некогда Господь пришел к собравшимся на молитву и исцелил эту скорченную женщину, так и мы в воскресные и праздничные дни приходим в храм Божий, прося у Господа Бога милосердного, чтобы Он распрямил наши души и дал нам силы в этой жизни не на каменных скрижалях, как раньше было написано, написать заповеди Божии, но на сердце своем эти заповеди всегда иметь.

Обратимся же ко Спасителю мира Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он и нас с вами научил всегда творить дела Божии.

Loading