Неделя 26-я по Пятидесятнице
Самое ценное, что ощущает человек, это – жизнь. Страх смерти присущ каждому человеку. И человек, даже тот, который, казалось бы, не ценит свою жизнь, на самом деле считает это самым важным для себя. Потому что сама жизнь, само существование человека есть то богоподобие, которое Бог дал человеку при его творении, потому что Сам Бог есть жизнь и Сам Бог есть источник жизни.
Но очень часто мы от жизни не чувствуем радости, а наоборот жизнь приносит нам скорбь и печаль. И очень часто мы свою жизнь, свои дни, месяцы, порой, даже и годы иногда ощущаем, как неправильно прожитые, иногда, как бесцельно прожитые, а иногда, как время, исполненное скорбей и страданий.
Что же такое вечная жизнь, к которой призывает всех нас с вами Спаситель и Господь наш Иисус Христос? Который для того и в мир пришел, чтобы дать нам эту вечную жизнь, ибо Бог для того стал Человеком, для того и умер, и воскрес, чтобы нам с вами дать эту вечную жизнь. Сия есть жизнь вечная, да знают все единого истинного Бога и посланного Им Господа Иисуса Христа, – так говорится в Священном Писании (Ин. 17, 3).
Подлинная жизнь человека тогда его радует, тогда наполняет его безмерным блаженством, тогда дает ему силы, когда человек вместе с Богом. Подлинная жизнь это – наше с вами единство с Богом. Подлинная жизнь была создана Богом, и человек жил вместе с Богом в раю, и эта жизнь была счастливая и прекрасная, такая, какая сейчас нам даже непредставима. Даже в самые счастливейшие минуты своей жизни, в самые радостные подъемы нашей души, во время самых прекрасных озарений нашего человеческого существа, мы не можем себе представить какова была радость жизни вместе с Богом, какова была райская сладость! Но человек потерял это единство с Богом, потому что захотел жить без Бога, а без Бога и нет никакой жизни. Итак, значит, для того, чтобы мы с вами имели подлинную настоящую жизнь, которая бы наполняла нас и радостью, и силой, и счастьем, и блаженством, нам надо быть вместе с Богом. Но как? Как нам быть вместе с Богом?
Вот такой же вопрос задал человек, подошедший к Иисусу Христу (Лк.10, 25-37). Он задал этот вопрос, думая о том, что он праведный, думая о том, что его жизнь верна, потому что он внешне соблюдал заповеди Моисеева закона. И он говорит Иисусу Христу: Что мне делать, чтобы иметь вечную жизнь? – Соблюди заповеди: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всею крепостию твоею и ближнего своего, как самого себя, – говорит ему Господь. Т.е. Господь открывает путь спасения и путь подлинной жизни. Он Сам есть любовь и предлагает человеку жить в любви вместе с Богом и с ближними.
Однако тот, кто задавал вопрос, почему-то почувствовал угрызения совести, и, желая оправдать сам себя, спрашивает у Иисуса Христа: А кто такой мой ближний, которого я должен любить? – Действительно, это очень важный вопрос. Действительно, как хорошо любить тех, которые тебя любят, которые тебе помогают, которые приветливо встречают тебя, которые радуются тебе, которые не делают тебе ничего плохого. А как любить тех, которые, наоборот, по-другому к тебе относятся? Как любить тех, которые не похожи на тебя?
Мир безбожный знает множество разделений. Люди разделены между собой второстепенными причинами. Все они – дети Божии. Все мы созданы по образу и подобию Божию. Но люди разделяют себя и противопоставляют себя друг другу. И делятся между собой, не понимая друг друга. Взрослые не понимают своих детей. Дети не понимают родителей и стариков. Мужчины не понимают женщин, а женщины мужчин. Люди одной нации считают себя выше, чем люди другой нации. Люди богатые считают себя лучше, чем люди бедные. Люди больные считают себя самыми несчастными и завидуют здоровым, а здоровые как бы брезгливо отворачиваются от больных… – Сколько еще таких разделений в мире!
Каждый из нас на своем сердце испытал это страшное дьявольское чувство пренебрежения к человеку, которое враг всевает иногда в наше сердце, и когда в сердце возникает антипатия к кому-то. Вот так же и этот человек, который задавал вопросы Иисусу Христу. Он пожелал оправдать себя в своих поступках и говорит Господу: Кто мне ближний? Кого я должен любить, как сам себя? – А Иисус Христос вместо ответа говорит ему притчу.
Один человек, – говорит Господь, – шел из Иерусалима во Иерихон, и на него напали разбойники. Разбойники забрали у него все, избили и бросили едва живого. Мимо него шел священник, посмотрел и пошел дальше. Шел левит – служитель древнего священного храма иерусалимского – посмотрел на него и пошел дальше. И шел самарянин. – А самаряне в древнем мире у иудеев считались презренными людьми, с которыми даже вместе есть нельзя было, людьми второго сорта. Иудеи их презирали, презирал, конечно, и тот, кто задал этот вопрос Иисусу Христу. – А Господь говорит: Шел самарянин и увидел этого несчастного. Взял его, положил на своего осла, привез его в гостиницу, перевязал ему раны, а поскольку ему нужно было отправляться дальше в путь, позвал гостиничника – начальника гостиницы, хозяина этой гостиницы – дал ему денег и сказал: Позаботься о нем, а если ты еще больше потратишь, то когда я буду возвращаться, я тебе возвращу все то, что ты истратил.
И рассказав эту простую притчу, Господь Иисус Христос спрашивает у этого человека: Как ты думаешь, кто оказался ближним этому несчастному, которого избили разбойники? – И человек отвечает: Конечно, самарянин! – Он переступает через себя, через свою гордость, через свою ненависть к самарянам, через свою национальную рознь, через все те греховные предрассудки, которые разделяют людей, и дает единственный правильный ответ: Тот, кто сотворил милость. – А тогда Господь говорит ему: иди и ты поступай также!
Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее Слово Божие, которое Господь влагает в наши души, открывает перед нами тайну вечной жизни. На древних фресках человека, который попал в разбойничье нападение, изображают с ликом Иисуса Христа, потому что тот, кто оказывает милость к другому человеку, оказывает ее Самому Иисусу Христу. И тот, кто бывает милосерд к кому-либо, бывает милосерд к Самому Господу нашему, потому что Господь пришел в мир для того, чтобы ни один человек, верующий в Него, не погиб, но все бы имели вечную жизнь. Значит, самый главный вопрос: Как нам быть вместе с Богом? Имеет ясный ответ: Мы должны быть милосердны! Мы должны быть сострадательны! Мы должны стремиться оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Мы не должны презирать никого. Мы должны побороть в себе все человеческие предрассудки, которые разделяют нас. Мы в каждом человеке должны видеть своего ближнего, как бы нам, порой, это ни печально было. Мы не должны иметь в своем сердце ненависти не к кому. И если это будет так, то, значит, мы будем вместе с Богом, а Бог будет вместе с нами, и мы будем иметь вечную жизнь.
Дорогие братья и сестры! Время рождественского поста – время духовного совершенствования. Испросим благословения у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он научил нас быть милосердными, чтобы пример милосердного самарянина стал примером для поведения в нашей жизни.