Неделя 19-я по Пятидесятнице
Как из крапивного семени не вырастет благоуханная роза, так от зла никогда не произойдет добро. Вбирая в себя тлетворное дыхание ненависти, человек может изменить окружающий его мир лишь к худшему, а собственной душе наносит страшный вред. От этого пагубного состояния предостерегает нас Спаситель заповедью о любви к врагам.
Бог есть любовь (1Ин. 4:8), – говорит Священное Писание, и отсюда непреложно следует: ненависть – это диавол. Коварный сатана может являться в обличье светлого ангела, и точно так же семена гибели всевает он в сердца человеческие под видом справедливости и праведного гнева. Стоит нам предаться чувствам раздражения, обиды, осуждения, стоит начать желать зла какому-то человеку – и словно адское пламя иссушает душу: мертвеет наша молитва, каменеет вера, увядают ростки любви. «Ни поста, ни праздника не может быть там, где вражда и злоба», – говорит блаженный Августин.
Господь наш Иисус Христос явил нам Божественный пример любви к врагам. Друг, – обращался Спаситель к Иуде-предателю, а за распинателей Своих молился Сын Человеческий, дабы и их помиловал Отец Небесный.
Но что же мы, называющие себя христианами, последователями Сына Божия? Увы, как мелки порою наши обиды, как легко позволяем мы смертному греху войти в наши души. Толкнет нас на улице случайный прохожий, скажет грубое слово соседка – и в нас уже вспыхивает гнев. А если в этот самый миг настигнет нас внезапная смерть – что тогда? Грешники в преисподней будут вечно мучимы собственными грехами. И нам вечно мучиться ненавистью к этому прохожему, к этой соседке? Так за медяк раздражительности диавол купит человеческую душу.
А если даже и тяжки нанесенные нам оскорбления, велик причиненный нам ущерб – достойны ли они того, чтобы нести их в бессмертие? И нас, и наших врагов ждет смерть и могила, ждет Страшный и Праведный Суд Господень. Неужели и перед Престолом Всевышнего мы, жалкие грешники, осмелимся предъявлять кому-то какие-то счеты? В преддверии этого грозного мига, который навеки решит нашу участь, предупреждает нас преподобный Антоний Великий: «Щадите друг друга, да пощадит вас Господь».
Ненавидящий обидчика своего на деле ненавидит самого себя, мстящий есть убийца собственной души. Только добром смиряется злоба, только любовью врачуется ненависть. Если духовным взором посмотрим мы на тех, кто причиняет нам вред, то поймем: не гнева нашего достойны они, а жалости и сострадания.
Пока не окаменели наши сердца, мы с жалостью смотрим на больных и увечных, стараемся благотворить им. Но ведь грешник несчастнее любого калеки: тяжело больна и невидимо страждет душа его, оскверненная врагом рода человеческого. Ответив доброй улыбкой на оскорбление, словом любви на дело озлобления, христианин может помочь падшему брату, пробудить в нем образ Божий. Заражаясь же враждой к людям, мы (страшно подумать!) делаемся врагами Бога. Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастию, тот не останется ненаказанным (Притч. 17:5), – гласит Священное Писание.
Этот мир лежит во зле, и в нем человек благочестивый не может не иметь врагов. Более того: если бы мы были окружены всеобщей хвалой и уважением – вот что было бы поистине зловещим знаком. Ибо Господь наш Иисус Христос говорит: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их (Лк. 6:26). Грешники превозносят грешников, под потоком незаслуженных похвал и лукавой лести самая сильная душа может впасть в тщеславие, возгордиться и погибнуть. Враги наши – врачи наши, преподносящие горькое отрезвляющее лекарство.
Если мы сумеем не заразиться враждой, никакой враг не причинит нам зла – все его дела и замыслы Господь обратит нам во благо. Враги становятся опасными только тогда, когда в ответ на их происки мы возгораемся «благородным» негодованием и жаждой мести.
Единственный гнев заслуживает наименование праведного – это гнев на источник всякого зла, единственная ненависть справедлива – это ненависть к человекоубийце-диаволу. Последователи Спасителя призваны противостать греху и скверне мира, христианство ничего общего не имеет с равнодушным непротивленчеством. Но в этой великой духовной битве главное – не дать коварному врагу обмануть себя, не утерять способности отделять само хищное зло от несчастных его носителей. Преподобный Нил Синайский учит:
Кто памятозлобствует на диавола, тот не злопамятен на людей,
но с диаволом заключает мир, кто памятозлобствует на брата.
Трудна кажется нам заповедь о любви к врагам. Как соблюсти ее, если даже на родных и близких мы часто гневаемся и копим на них обиды? Но исполнение этой трудной заповеди необходимо каждому, кто не хочет быть отлученным от Бога. Если в сердце человека есть хоть капля ненависти, он не имеет права подойти к Чаше Святого Причастия, ибо не соединится с ним Вочеловечившаяся Любовь, Христос Искупитель.
Не войдет в Царство Небесное тот, кто не изгонит из своего сердца демона ненависти. Мы не можем избежать чужой вражды, но сами не должны быть врагами никому. Путь к этому –понимание. Надо постараться отрешиться от себя, взглянуть на мир глазами того, кто досаждает нам, постичь его беды и печали, ощутить себя худшим – тогда уйдет гнев, освобождая место сочувствию и любви. Тогда легко нам станет следовать благому совету преподобного Исидора Пелусиота: «Благодеяния записывай на меди, а обиды на воде».
Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк. 6:28), – призывает Сын Божий учеников Своих. Молитесь за врага своего – не устами только, но и сердцем, желая ему исцеления от греха, возрождения в духе и истине. Молитесь за врага своего и любите его, ибо он брат ваш, ибо за него, как и за вас, страдал и умирал на Кресте Сын Человеческий. Молитесь за врага своего и плачьте о нем, ибо в нем страждет святой образ Отца Небесного. Молитесь за врага своего и просите у него прощения, ибо если он грешит против вас, то не вы ли ввели его в соблазн – намеренно или ненамеренно, тщеславием своим или нечуткостью, пренебрежением или неумением завоевать любовь его?
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Рассуждая духовно, врагов своих должны мы почитать величайшими своими благодетелями, ибо через них Господь Промыслитель испытывает и вразумляет нас. Только тщеславная душа в испытаниях ожесточается, душа же христианская приобретает спасительный навык терпения, смирения и мужества. Враги порою приносят больше пользы нашим душам, чем друзья, ибо дружба слепа, она старается видеть в нас только хорошее, а ненависть зорка – и от кого, как не от врага, услышим мы о своих недостатках и прегрешениях? Человек мудрый даже в клевете на себя сумеет разглядеть долю справедливого обличения, из насмешек над собой сможет извлечь полезный урок. Ибо говорит Спаситель:
Любите врагов ваших, и благотворите… не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец Ваш милосерд.
(Лк. 6:35-36).