Неделя 9-я по Пятидесятнице.
Какое трогательное и поучительное повествование слышали мы с вами за Божественной Литургией, когда читалось евангелие о том, как Господь Иисус Христос глубокой ночью пошел к своим Апостолам по водам Галилейского Озера и как Апостол Петр попытался совершить то же чудо хождения по водам, которое совершил его Божественный Учитель. Нужно иметь ввиду, что перед этим Спаситель также совершил поразительное чудо — чудо насыщения несколькими хлебами несколько тысяч человек. И вот Евангелист Иоанн говорит о том, что это чудо произвело потрясающее впечатление на народ, и Спасителя хотели сейчас же провозгласить царем Иудейским.
Апостолам, конечно, было приятно это намерение народа; вот почему, как говорит Евангелие, после этого чуда сразу Господь не просто послал, а «понудил» своих учеников войти в лодку и плыть на другой берег Галилейского озера. «Понудил», т. е. заставил; им не хотелось в это время уходить, т. к. им было приятно то, что их Учителя хотят провозгласить Царем. Но Господь немедленно (слав. «абие» — т. е. прежде всего) заставил Апостолов отплыть на другую сторону озера, а Сам успокоил народ и отпустил его. Затем взошел на гору помолиться и был там один.
Наступила ночь. Апостолы плывут в лодке. На озере поднялась буря. Галилейское озеро тем и характерно, что оно — бурное и что большинство бурь на нем бывает или в вечернюю пору или ночью. И вот, когда они так плыли, их и застигла буря. Несомненно, в борьбе с ветром и волнами, с опасностью, которая грозила им, Апостолы не раз и не два вспомнили о том, что не так давно был другой случай, когда они тоже плыли в лодке, но Учитель был с ними и когда поднялась буря, то Он успокоил и бурю и море двумя словами: «умолкни-перестань». Но тогда Он был с ними, а теперь Его нет…
Но Господь Своим всевидящим взором видел их, бедствующих в плавании, видел их борьбу с разбушевавшимися стихиями и, наконец, глубокой ночью, уже перед самым рассветом, прямо пошел к ним, ступая по воде, как по суху, ибо водная стихия держала на себе своего Творца и Владыку подобно твердой земле. Господь идет по волнам, которые бушевали от сильного ветра и, наконец, приближается к ним. Но когда они увидели в ночной тьме то, что показалось им призраком, то испугались, потому что у иудеев было поверие, что человек перед смертью видит ангела смерти. И вот они решили, что ангел смерти приближается к ним и значит им грозит неминуемая гибель, и испугались так, что в предсмертном ужасе закричали.
И вдруг они слышат знакомый и дорогой для них голос: «Дерзайте, Аз есмь, не бойтесь!» — Ободритесь, это Я. — Не бойтесь. Полная перемена от отчаяния и ужаса на спокойствие и радость, ибо Он — с ними, и больше бояться нечего, ибо Он двумя словами успокаивает бурю. И Апостол Петр, как всегда самый порывистый и стремительный из всех, в восторге желая подбежать к своему Учителю, говорит Ему в горячем порыве: «Господи, если это ты, то позволь, чтобы я пришел к Тебе по воде». Господь Иисус Христос знал наперед, чем окончится попытка Петра, но однако, ободрительно говорит ему: «Иди». Апостол выходит из лодки на воду, как на твердую землю, и не погружаясь в эту воду, творит то же чудо, которое творил его Учитель, и к Нему идет по воде, не погружаясь в нее. Христос Спаситель, как Владыка всего существующего, творил это чудо Своей Божественной силою, а Апостол Пётр это же чудо повторил силой своей апостольской веры и любви к Учителю.
Но он был еще человек, не возрожденный благодатью Духа Святого, как это было потом в день Св. Пятидесятницы, когда Апостолы приняли от Него благодать и силу. Ветер бушует, волны по временам скрывают светлый облик Учителя. Петр, как опытный рыбак, знал, какая глубина у Него под ногами, и… усумнился. И как только усумнился — и вера пропала, так сейчас же он стал обыкновенным смертным, подверженным всем действиям стихий и стал тонуть. «Господи, спаси меня», отчаянно закричал Симон Петр, а Господь, до Которого он далеко еще не дошел, уже оказался около него, простер ему руку помощи и с любовным мягким укором говорит ему: «Маловере, почто усумнился еси?» Обратите внимание: Господь упрекает его не за то, что он пошел, ибо Апостол пошел с благословения Учителя (как и нужно делать всякое важное дело с благословения старшего), а за сомнение: «маловер, зачем ты усумнился?» — Этим сомнением ты все испортил, ведь ты шел по воде, а усумнился и — стал тонуть. Но когда он вошел в лодку, то бывшие в лодке потрясенные чудом, поклонились своему Учителю, говоря: «Воистину Божий Сын еси Ты».
Как назидательно это чудо для нас! Во-первых, оно показывает, что такое вера, и какую силу она дает человеку, когда всецело его наполняет. Во-вторых, оно указывает на то, что Господь с нами и тогда, когда нам кажется, что как будто бы Он нас оставил, а в действительности Он бодрствует над нами, над нашими скорбями, над нашими всеми горестями. И когда будет нужно, Он придет и к нам на помощь, как Он пришел к Апостолам, когда они попали в бурю. И если Он и не явится нам видимо в земном своем облике, как Он явился им, но во всяком случае, благодатью и силою Своею непременно поспешит нам на помощь. Это — ободрение для нашей слабости и нашей немощи.
Хочу еще сказать несколько слов совсем о другом. Когда я был недавно в Европе, туда пришло известие о том, что, наконец, состоялся в Москве столь долго ожидаемый так называемый «поместный собор», на котором избран новый Патриарх. Некоторые греческие иерархи, приглашенные из Европы на этот собор, с насмешкой говорили: «Едем на выборы Патриарха, который уже назначен коммунистами». Нам точно известно (да и опубликовано в печати), что на этом соборе решено вынести то или иное постановление в канонических прещениях против нашей Зарубежной Церкви. Хотели прямо провозгласить нам анафему, но это вызвало бурю негодований среди всех иерархов, приехавших тудаиз-за границы, более или менее свободных, и не прошло; но во всяком случае, по их решению, какие-то канонические прещения против Зарубежной Церкви должны быть применены.