17 Авг

Неделя 9-я по Пятидесятнице (о чуде хождения по водам)

Мы все с ва­ми зна­ем, что в на­шей жиз­ни и се­го­дня, и каж­дый день при­сут­ству­ет Гос­подь. Он жи­вет сре­ди нас, про­по­ве­ду­ет сре­ди нас, ис­це­ля­ет сре­ди нас. Он жи­вет в Сво­ей Церк­ви. По­это­му мы го­во­рим, что жизнь Церк­ви Хри­сто­вой – это про­дол­же­ние Еван­гель­ской ис­то­рии, про­дол­же­ние тай­ны по­се­ще­ния Бо­гом ми­ра.

Ко­гда мы с ва­ми идем к Свя­той Ча­ше – вновь со­вер­ша­ет­ся Тай­ная Ве­че­ря. Ко­гда мы слы­шим Сло­во Бо­жие – мы вновь слов­но бы по­па­да­ем в те дни, ко­гда Гос­подь воз­ве­щал Свою Бла­гую Весть. Ко­гда мы мо­лим­ся Ему, то вновь ста­но­вим­ся те­ми са­мы­ми людь­ми – сле­пы­ми, хро­мы­ми, жаж­ду­щи­ми ис­ти­ны и ал­чу­щи­ми прав­ды, – ко­то­рые при­хо­ди­ли к Нему. И вме­сте с апо­сто­ла­ми мы по­вто­ря­ем: «Гос­по­ди, к ко­му нам ид­ти, Ты име­ешь гла­го­лы жиз­ни веч­ной». <…>

И сно­ва еван­ге­лист вос­кре­ша­ет пе­ред на­ми ту ночь, ко­гда уче­ни­ки плы­ли по озе­ру, и ве­тер был про­тив­ный, а Гос­подь по во­дам по­шел к ним на­встре­чу. Уви­дев в тем­но­те фигу­ру Иду­ще­го, они за­кри­ча­ли от ужа­са. Это бы­ло уди­ви­тель­ное со­бы­тие, и уче­ни­ки вплоть до са­мо­го утра не мог­ли прид­ти в се­бя. Но ведь это же чу­до со­вер­ша­ет­ся для нас здесь и те­перь.

По­ду­май­те: вот эта лод­ка, ко­то­рую Гос­подь от­пра­вил впе­ре­ди Се­бя, а Сам ушел на го­ру мо­лить­ся. Он как буд­то бы их оста­вил, как буд­то бы бро­сил од­них на про­из­вол судь­бы. И вол­ны швы­ря­ют их лод­ку, и они мо­гут уто­нуть, и ночь тем­ная кру­гом – мрак, во­да, ги­бель и без­дна. И они в стра­хе, они по­ки­ну­ты. Не так ли и у нас с ва­ми, ко­гда мы ис­пы­ты­ва­ем труд­но­сти, ис­пы­та­ния, ис­ку­ше­ния. Ино­гда нам ка­жет­ся, что Бог нас по­ки­нул, что мы од­ни, что нам не на что опе­реть­ся, что жизнь по­хо­жа на бес­про­свет­ный мрак, и что нет вы­хо­да, что нас под­сте­ре­га­ют кру­гом толь­ко про­ва­лы, что в кон­це кон­цов мы пой­дем ко дну, и нет нам спа­се­ния. А ведь Гос­подь в то вре­мя сто­ял вы­со­ко на го­ре и мо­лил­ся… Мо­лил­ся за мир. Ду­хом воз­но­сил­ся к Сво­е­му Небес­но­му От­цу и, ко­неч­но, мо­лил­ся за тех, кто вни­зу. Он сто­ял вы­со­ко, а они там, вни­зу, бо­ро­лись с вол­на­ми.

Так и ныне: ко­гда нам ста­но­вит­ся труд­но – у нас есть Пер­во­свя­щен­ник и Еди­ный Хо­да­тай, сто­я­щий над на­ми. Это Гос­подь Иисус. На­до толь­ко пом­нить, а апо­сто­лы за­бы­ли об этом и по­то­му бы­ли в стра­хе от вет­ра и волн. А Он не толь­ко мо­лил­ся там, на­вер­ху, но спу­стил­ся и по­шел к ним. У Него не бы­ло лод­ки, по­это­му Он сту­пил на во­ду и по­шел на­встре­чу по­ги­ба­ю­щим. Так же и к нам Гос­подь при­хо­дит в тя­же­лые ми­ну­ты на­шей жиз­ни. Он идет, но мы это­го еще не зна­ем; Он при­бли­жа­ет­ся, но на­ше серд­це еще пол­но стра­ха. <…>

Так бы­ва­ет и в на­шей жиз­ни. Ко­гда она ста­но­вит­ся со­всем невы­но­си­мой, – го­лос Спа­си­те­ля Хри­ста го­во­рит нам: «Это Я здесь, не бой­тесь, не ужа­сай­тесь, по­то­му что это мо­ре по­ви­ну­ет­ся Мне, эта жизнь по­ви­ну­ет­ся Мне, толь­ко верь­те, толь­ко дер­жи­тесь за Ме­ня. Дер­жи­те курс сво­ей лод­ки на Ме­ня. Это Я, не бой­тесь».

Петр за­хо­тел к Нему при­бли­зить­ся в этот мо­мент, пой­ти за Ним. Боль­ше то­го – хо­тел под­ра­жать Ему и ид­ти, как Гос­подь, по во­де. И Гос­подь не оста­но­вил его… На­про­тив, Он ска­зал: «Иди, иди!» Так и нас сло­во Бо­жие при­зы­ва­ет к под­ра­жа­нию Хри­сту Спа­си­те­лю. <…>

В этом риск на­шей ве­ры. Мы все­гда долж­ны ид­ти на этот риск, ина­че серд­це на­ше ни­ко­гда не об­ра­тит­ся к Гос­по­ду по-на­сто­я­ще­му. Толь­ко впе­ред, толь­ко впе­ред к Нему. И вот Петр по­шел, и то­гда, ко­гда он смот­рел не на вол­ны, а смот­рел на иду­ще­го впе­ре­ди Гос­по­да, он шел по во­де… Это бы­ло чу­до! У древ­них егип­тян для каж­до­го по­ня­тия был свой зна­чок, иеро­глиф. Так вот для по­ня­тия невоз­мож­но­го, чу­дес­но­го был зна­чок: че­ло­ве­чек, иду­щий по во­де, – ведь лю­ди все­гда по­ни­ма­ли, что невоз­мож­но ид­ти по во­де. А апо­стол Па­вел нам го­во­рит: «Всё мо­гу в укреп­ля­ю­щем ме­ня Иису­се!» Гос­подь Сам нам ска­зал: «И боль­ше со­тво­ри­те, неже­ли Я». По­че­му же с на­ми не со­вер­ша­ет­ся чу­дес? – Толь­ко по на­ше­му ма­ло­ве­рию. Гла­за на­ши за­кры­ты…

Каж­дый из нас, ес­ли бы осмыс­лен­но смот­рел на свою жизнь, то по­сто­ян­но ви­дел бы это чу­до при­сут­ствия Бо­жия. Это чу­до по­сто­ян­ное и по­все­днев­ное, ко­гда на­ша ду­ша, слом­лен­ная, раз­дав­лен­ная, под­ни­ма­ет­ся со дна, – большее чу­до, чем че­ло­век, иду­щий по во­дам. Мы ма­ло на­де­ем­ся на мо­лит­ву, а Он слы­шит, ко­гда мы дей­стви­тель­но взы­ва­ем к Нему. Толь­ко взы­вать на­до, все­це­ло от­дав Ему серд­це, а не так как Петр, ко­то­рый по­шел, но от­вел гла­за от Хри­ста Спа­си­те­ля, по­смот­рел на бу­шу­ю­щие под но­га­ми вол­ны, и тут же на­чал то­нуть. В тот са­мый миг, ко­гда он по­смот­рел на эти ужас­ные вол­ны, а не на Хри­ста, он по­те­рял чу­дес­ную спо­соб­ность ид­ти по во­де. <…> Вот так и мы с ва­ми, по­лу­чая под­держ­ку и по­мощь Бо­жию, тут же на­чи­на­ем ко­ле­бать­ся и ду­мать: «Мо­жет быть, это сов­па­де­ние, мо­жет быть, так и на­до, мо­жет быть, это бы­ло бы неиз­беж­но?» Сра­зу на­чи­на­ем объ­яс­нять по-сво­е­му, по-че­ло­ве­че­ски, и то­гда все у нас вновь на­чи­на­ет ру­шить­ся. Бо­гу от­да­ют или все или ни­че­го.

А ко­гда мы на­чи­на­ем ко­ле­бать­ся, ко­гда мыс­ли на­ши дво­ят­ся, то­гда все, как у Пет­ра, ухо­дит у нас из-под ног, и мы то­нем. И дай-то Бог, чтобы то­гда, ко­гда мы по­чув­ству­ем свою близ­кую ги­бель, чтобы мы вос­клик­ну­ли: «Гос­по­ди, спа­си ме­ня, я по­ги­баю». Ду­хов­но по­ги­баю, ду­хов­но уми­раю, черст­вею, ли­ша­юсь ве­ры и Тво­е­го при­сут­ствия! И то­гда да бу­дет ру­ка Его твер­да, ко­гда она нас под­дер­жит и ска­жет: «Ма­ло­вер­ный, за­чем ты усо­мнил­ся».

Дав­но все это бы­ло, две ты­ся­чи лет на­зад, но мил­ли­о­ны лю­дей про­дол­жа­ют этот путь по «мо­рю», мил­ли­о­ны лю­дей в те­че­ние всех ве­ков и ныне по всей зем­ле ви­дят То­го, Кто идет сре­ди волн жиз­ни и го­во­рит нам, рас­те­рян­ным, сла­бым и греш­ным: «Обод­ри­тесь, это Я; не бой­тесь. Я здесь, ря­дом с ва­ми. Я мо­гу про­тя­нуть вам ру­ку!»

В этом Еван­ге­лии нам все­гда да­ёт­ся знак, что Иисус Хри­стос и вче­ра, и се­го­дня, и зав­тра – Тот же! Аминь.