02 Июн

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Господь Иисус Христос, открывая нам с вами путь вечной жизни, во время Своего земного бытия, когда Он, воплотившись как Богочеловек, жил среди людей, проповедовал и словами, и делами, и чудесами. Чудеса, которые совершал Спаситель и Господь наш Иисус Христос, должны раскрыть перед каждым человеком внимательным к своей душе, к своей жизни и ищущим подлинного спасения, значение и путь духовной жизни и жизни во Христе.

Сегодня Святая Церковь в своем евангельском повествовании рассказывает нам о чуде, которое совершил Господь Иисус Христос, исцелив человека, рожденного слепым. Этот человек вообще никогда не видел света. У него отсутствовали глаза. Он был слепорожденным. И Господь совершает чудо – чудо необъяснимое ни с какой человеческой точки зрения. Если у человека не было глаз, как он мог видеть?

Господь, плюнув на землю, землею как бы делает новые глаза этому человеку, помазывает ему глаза и велит ему умыться в купели Силоам, и человек начинает видеть. Сам Господь творит, как по-славянски говорится, “брение”. Т.е. Сам Господь из земли делает глаза человеку, который никогда ничего не видел. Это должно убедить нас с вами в твердой уверенности в том, что Господь Иисус Христос, воплотившись и став Человеком, нам, людям, предлагает реальный путь спасения через те церковные обряды, к которым мы вещественно прикасаемся. Что это значит?

Очень много появилось лжеучителей, которые говорят: “Для чего нужны церковные обряды? Зачем нужна святая вода? зачем нужны святые иконы? Зачем нужен крест? Для чего вы помазываетесь елеем? Зачем вы приходите к Святой Чаше и причащаетесь Тела и Крови Христовых?” Они говорят: “Это ненужно все, потому что надо веровать в Бога духовно, духовно познавать Его!”

Как человек, который не имел глаз мог видеть что-либо до тех пор, пока Сам Бог не прикоснулся к его глазам и не открыл ему очи? Неужели одного слова Господня не хватило бы, чтобы у этого человека глаза появились бы?

Конечно, Бог все может, но Христос Сам из земли делает брение и помазывает глаза этому человеку. Во-первых, оказывая Свою любовь к нему – Господь Сам желает прикоснуться к больному, Сам желает его исцелить. Во-вторых, показывая тем самым, что если уж человек состоит из души, которая невидима, и тела, которое создано из земли – прочтем в начале Священного Писания из чего Бог сотворил человека: из “праха земного” (Быт. 2,7), т.е. из тех же элементов, из той же земли, из всего того, из чего состоит видимый мир, из тех же молекул и атомов – так если мы имеем тело и душу, значит и душа, и тело наше нуждается в прикосновении Божием, и Господь показывает нам это.

И для того Господь и создает на земле Свою Святую Церковь, чтобы через церковные таинства и обряды мы прикасались ко святыне: к мощам, к кресту, к иконе; принимали вещественно таинства через святой елей, через святую воду, и на своем теле, и на своей душе чувствовали руку Божию и осознавали, что Господь вместе с нами, и что Его Божественная сила освящает и нашу душу, и наше тело.

К сожалению, не только сейчас это далеко не все понимают. И в те дни этого не все понимать хотели. И мы в Евангелии сегодня слышали, как целое следствие учинили фарисеи человеку, который раньше был слеп и стал видеть. Они многократно вызывали его и спрашивали: Кто сделал тебе это? И когда он отвечал им, что Человек по имени Иисус сделал это, они стали говорить, что Он был грешником, плохим человеком. На что им бывший слепец отвечал: Не знаю каким был Он человеком и грешник ли Он, но я ничего не видел, а Он открыл мне очи. Они вызывали родителей этого бывшего слепца, доведывались у них – каким образом он стал видеть? А родители ничего не могли сказать другого, кроме того, что он родился слепым, а потом стал видеть. В конце концов, они обвинили Иисуса Христа в том, что Он не соблюдает закона  Моисеева, и стали спрашивать у бывшего слепца: Где найти нам Иисуса Христа? – На что слепец спросил: Что, вы тоже хотите сделаться Его учениками? Это еще больше разозлило их, они стали говорить: Ты весь в грехах родился и еще здесь нас учишь! И прогнали его. А Господь, когда узнал, что его прогнали, нашел его и говорит ему: Хочешь ли веровать ты в Сына Божия? – Смотрите! Иисус Христос исцелил сначала тело человека, а теперь Он исцеляет душу его, Он открывает ему Свое Божество. Кто Он, чтобы мне веровать в Него? – спрашивает слепец. – Это Я говорю с тобою! И тот, кто был раньше слеп глазами, становится зрячим не только глазами, но и душою своею и поклоняется Господу Иисусу Христу.

Люди, имевшие глаза, учинили целое разбирательство над исцеленным слепцом, и сами оказались слепцами, потому что не увидели (в Господе – ?) Иисусе Христе Сына Божия.

Значит, дорогие братья и сестры, мы нуждаемся в том, чтобы и тело наше получало от Бога благословение и исцеление, и душа наша нуждалась в исцелении. Очень нужно нашей душе быть исцеленной и не быть слепой. Страшно, если душа у нас будет слепая. Как слепой глазами может не видеть опасности и может не увидеть того, что ему повредит, так и слепой духовно не видит духовной опасности.

И вот в апостольском чтении, которое мы слышали перед Евангелием, рассказывается о духовной опасности, которая подстерегает многих людей. Когда апостолы Павел и Сила были в одном городе, женщина, которая имела особого духа, она как бы предсказывала людям их будущее, а хозяева этой женщины из этого доход большой извлекали. Как это напоминает нам нынешнее время, когда вокруг всякие предсказатели, астрологи и гадатели пытаются человека увести от спасительного пути, который указывает нам Господь! И вот, когда апостол Павел изгнал этого духа, то те, которые когда-то из-за этого доход получали, так разозлились, что, предав судьям, которые избили апостолов Павла и Силу, посадили их в темницу. – Видите, какова борьба сил зла против пути Господня с первых дней существования Церкви Христовой!

Дорогие братья и сестры! Святая Церковь укрепляет нас в этой борьбе. Святая Церковь дает нам силы видеть подлинный путь Христов. И так же, как Ангел Господень извел апостолов Павла и Силу из темницы, так и наши с вами души Церковь Святая изводит из темницы греха. Для этого – чтобы нам духовно быть зрячими, чтобы нам иметь благословение Божие, нужно быть верными сыновьями и дочерьми Святой Церкви Православной, ибо с нами Бог, ибо Сам Господь пребывает там, где мы собираемся на молитву, ибо Сам Господь, особенно в таинстве Своего Пречистого Тела и Животворящей Крови, не просто прикасается к нам, как Он прикоснулся к слепорожденному и исцелил его, но соединяется с нами, освящает весь наш состав, все наше существо – и зрение, и слух, и вкус, и обоняние, и сердце, и все тело наше, и душу нашу делает живой и способной к вечной жизни.

Прославим Христа воскресшего, даровавшего нам вечную жизнь. Будем верны Ему, будем следовать в своей жизни по Его спасительному пути.

Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос! Аминь.

15.05.1999  Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Всенощное бдение.

Христос воскресе!

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Только что мы слышали с вами евангельское повествование о явлении воскресшего Спасителя Господа нашего Иисуса Христа Марии Магдалине. Это евангельское повествование учит нас с вами быть очень внимательными к своей внутренней духовной жизни, потому что мы можем по своей рассеянности чувств, по своей несобранности даже не обратить внимания на очень важные моменты в нашей с вами духовной жизни. Иными словами, это Евангелие учит нас не быть самонадеянными и думать, что мы уже достаточно опытные христиане и можем самостоятельно своею волею, своею силою, своим умом вести правильную христианскую жизнь. Евангелие, которое только что мы с вами слышали, говорит нам, что нам необходима постоянная помощь Божия, и что без помощи Божией, без обращения Господа к нам – лично к нам, к каждому из нас – мы не можем спастись. Более того, если мы с вами не услышим этот голос Божий, который зовет каждого из нас ко спасению, то у нас и не может быть правильной христианской жизни.

Вспомним, что мы слышали только что? – Мария Магдалина прибежала ко гробу и нашла его пустым. Она увидела двух юношей, сидящих у гроба, и стала обращаться к ним и спрашивать у них: “Где умерший Иисус”? – Она спрашивала у них у них, думая, что они куда-то спрятали Его. Она пришла ко гробу, не зная своим умом, что произошло. Она пришла ко гробу, чтобы отдать долг любви своему Божественному Учителю, но увидев явное свидетельство Его воскресения, увидев пустой гроб, она все равно не осознала, что произошло.

Дорогие братья и сестры! Сколько явных свидетельств присутствия Божия мы с вами имеем в своей жизни! Сколько явных свидетельств того, что мы поступаем неправильно, мы получаем в своей жизни! Сколько серьезных вразумлений Господь дает нам Своим Промыслом, а мы, как будто слепые, не видим и не понимаем, что это значит. Евангельское чтение призывает нас внимательными быть к нашей жизни.

Но вот, Мария Магдалина, не найдя в пустом гробе Того, Кому она последовала в своей жизни, Того, Кому она верила, Чьи слова она слышала, вдруг видит вдалеке в предрассветном тумане фигуру человека, и она принимает этого человека за садовника, хотя это был воскресший Спаситель. Она видит Самого Иисуса Христа и не узнает Его.

Дорогие братья и сестры! Как часто Господь посещает нас с вами в нашей жизни, а мы не видим Его! Господь посещает нас в нашей жизни тогда, когда мы встречаемся с людьми больными, требующими нашей помощи, нашего сострадания, а мы не видим, что это Господь зовет нас к Себе и взывает к нашему милосердию. Господь посещает нас тогда, когда у нас бывают несчастья и страдания, и мы бы должны вместе с Ним их перенести, а мы ропщем, злимся, раздражаемся и не видим Господа, Который здесь оказывается рядом с нами. Как часто Господь посещает нас в нашей жизни, желая, чтобы мы помогли нашим ближним и участливым словом, и делом, и помощью какой-либо, а мы черствы и не видим этого.

Вот и Мария Магдалина приняла Иисуса Христа за садовника. Но ее любящее сердце желало увидеть Господа воскресшего, и она обращается к Самому Христу и говорит: “Господин, если это ты взял умершего Иисуса, скажи мне, где ты Его положил, и я возьму Его”. – Т.е. она все равно желает быть вместе с Господом.

Как важно и нам с вами всегда иметь это желание быть вместе с Господом! И даже если по своей слепоте, по своему духовному неразумению мы не видим в своей жизни прямого Промысла действия Божия, мы все равно должны продолжать стремиться к тому, чтобы Господь был вместе с нами. “Скажи, где ты положил Его, и я возьму Его”.

И вот, наконец, Сам воскресший Господь обращается к Марии Магдалине, и, называя только ее по имени, говорит: “Мария”! – И она тут же узнает Его. Достаточно одного слова Спасителя, как тут же открываются у нее ее духовные глаза, как тут же раскрывается перед ней вся истина Христова Воскресения.

Вот, дорогие братья и сестры, так и мы с вами не на свою самонадеянность будем уповать, но будем просить у Господа, чтобы Он никогда не забывал нас, но призывал всех нас ко спасению. “Мария”, – назвал Он по имени Свою последовательницу и ученицу, и она узнала Его.

И наши имена все известны Господу. И нас всех Господь знает. И жизнь каждого из нас известна Богу, ибо ради каждого из нас Спаситель мира Господь Иисус Христос пришел в мир, умер на Кресте и воскрес. Не будем самонадеянны. Не будем думать, что мы что-либо доброе и хорошее можем сделать без нашего Спасителя Господа Иисуса Христа. Мы слепы и глухи, мы не видим тех Его явных призывов ко спасению, не видим тех явных путей ко спасению, которые Он приготовил для нас. Мы нуждаемся в том, чтобы Он постоянно призывал нас, постоянно вел нас по этой жизни. Иначе и быть не может, ведь это – наш Спаситель, Он знает нас, Господь воскресший Иисус Христос.

Сегодня мы пришли в храм Божий, пришли для того, чтобы вновь и вновь приникнуть своим сердцем к воскресшему Господу Иисусу Христу. Пришли в храм Божий также, как Мария Магдалина ко гробу. Пришли в храм Божий для того, чтобы и нас Господь назвал по имени и призвал ко спасению. Услышим же Его спасительный глас, послушаем Его, последуем за Ним, помолимся, чтобы дарованы были нам силы всегда веровать в Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа воскресшего. Будем знать, что если Он благословит нас, то все мы можем преодолеть в этой временной жизни, любые трудности и искушения, а в вечной жизни находится в постоянной радости вместе с Ним – воскресшим Господом нашим Иисусом Христом.

Христос воскресе!

Воистину воскресе Христос!