03 Мар

Неделя мясопустная, о Страшнем суде.

Сегодня мы празднуем Неделю о Страшном Суде. Приближение Великого Поста ‒ время подвига, и особой молитвы, и особых благодатных духовных даров, которые ждут всякого христианина, самоотверженно подвизающегося в Церкви. Мы вспоминаем событие, о котором мир или не знает, или очень старательно пытается забыть. И дьявол все делает для того, чтобы люди или не думали об этом, или не знали, или не знали о том, как это будет. Это неминуемое событие человеческой истории, и всем нам оно предстоит – не только христианам православным, но каждому человеку, родившемуся на земле, всем потомкам Адама и Евы. Это Страшный Суд Христов. Люди очень мало об этом знают, и даже православные христиане знают в большинстве своем очень нечетко об этом. Этот Суд будет не похож на все суды, в которых нам приходилось принимать участие или о которых приходилось слышать, он будет отличаться от них всех абсолютной справедливостью. Он будет самый справедливый и самый правильный и праведный, этот Суд. В Книге Иова есть такие слова: Не может быть у Бога неправды и у Вседержителя неправосудия. Бог не делает неправды, и Вседержитель не извращает суда (Иов 34, 12). Это будет Суд не извращенный, истинный, и на нем окончательно восторжествует справедливость в жизни каждого человека, и душа каждого человека получит ровно столько, сколько она заслужила, и ничто уже не спасет, ничто не поможет обмануть этот Суд.

Как же это будет? Придет Господь Иисус Христос во славе Своей. Он уже приходил, но Он пришел как Сын Человеческий, как один из нас, Он смирил Себя для того, чтобы человеческая природа могла общаться с Богом. Но тогда, когда Он придет, Он придет во славе – еще это называют Вторым Пришествием Господа. И оно же будет и Судом. И воссядет во славе, с архангелами и ангелами, с праведниками, и будет судить этот мир. И все народы явятся на этот Суд и будут разделены на две части: одни одесную, по правую сторону, а другие ошуюю, по левую. Как говорится в Евангелии – как пастырь разделяет овец и козлов. Так, по правую сторону встанут верные овцы стада Христова, люди, достойные вечной жизни, а по левую станут те, кто пойдут в ад, в геенну огненную, в муку вечную. И вот какое важное чтение сегодня было. Милости Божией удостоятся люди за то, что сами проявят милость в этой жизни, и очень важно для этого обладать одной способностью, которой обладают очень немногие, ‒ это видеть Христа в своем ближнем. Господь говорит, что вы удостоены Царствия Небесного, потому что вы одели Меня; накормили Меня, когда Я был голоден; посетили Меня в темнице; Я был болен, и вы пришли ко Мне, ‒ и праведники даже будут в недоумении: когда это было? Мы не помним, мы не понимаем, о чем Ты говоришь! А Господь им скажет: то, что вы для ближнего сотворили, вы это сделали для Меня. И совсем противоположная участь будет у тех, кто будет по левую сторону: они, наоборот, не сделали ничего этого. И они тоже будут удивлены и поражены, они будут говорить: Господь, мы бы сделали это для Тебя, мы хотели, мы тоже боимся Тебя, мы любим Тебя! Но Он им скажет: нет, так как вы не сделали этого одному из меньших сих, то вы недостойны вечной жизни.

Очень важно всем нам прозреть. И сейчас как раз наступает очень благодатное время для этого. Цель Великого Поста для каждого из нас – чтобы прозреть и увидеть вокруг нас Христа, не только в иконах, фресках, великолепных храмах, не только в священниках, а увидеть Христа повсюду. Он вокруг нас, он всюду, он просит помочь Ему, накормить Его, одеть его, согреть Его, принять, утешить Его. Но мы этого не видим. Поэтому самой главной молитвой этого поста может стать молитва, с которой обращались евангельские слепые ко Христу: Господи, Сын Давидов, помилуй нас! (Мф. 20, 30). Я хочу прозреть, видеть хочу! И видеть в первую очередь Тебя в своем ближнем, для того чтобы на Страшном Суде не оказаться ошуюю, не оказаться с козлищами, а быть с верными овцами стада Христова. Вот какую силу имеет милость. Господь говорит о милости, именно она приближает человека к Богу. Апостол сегодня говорит: пища не приближает человека к Богу (1 Кор. 8, 8). Действительно, едим мы или не едим, практически ничего не меняется. Да, утихают в нас страсти, да, это очень нужный и правильный аскетический путь, выработанный Церковью, подвижниками для того, чтобы избавиться от страстей. Но это не главное. Не это в первую очередь приближает нас к Богу. А к Богу приближает нас милость и способность видеть в нашем ближнем Самого Христа, Спасителя нашего. Дай, Господи, нам сил, дай, Господи, нам внимания и старания и просвети очи наши, избавь нас от слепоты, дай видеть Тебя, и возгревать милость в сердце своем, и сподобиться Царствия Небесного.